Ой, болезненный это для меня вопрос - мотивация именно в школу, а не к учебной деятельности Когда-то, когда со мной были дети первого поколения, я воспроизводила на них родительскую модель семьи и учеба была приоритетом. По сути, у тех детей вместо детства образовались красные дипломы
С тех пор прошло много времени и я успела рассмотреть школьную действительность "на срезе". Сегодняшняя школа - система, враждебная ребенку. Даже при хорошем учителе. А уж при не очень хорошем...
Варианта, в сущности, два: система, враждебная ребенку - и действующий ад.
С теми, первыми, детьми я защищала бы школу, талантливых учителей (коих пара человек есть в любой школе), школьную систему и те навыки, которые она дает. Я помню свои возможные аргументы (мне самой школа в моем детстве не просто нравилась - это и была жизнь, самое главное, очень хорошее. Сейчас я понимаю многие корни моих недостатков, пороков, страстей и фобий )
Как можно мотивировать на ад? Как можно иезуитствовать на тему "ты там многое узнаешь", если на самом деле там отнимется время, за которое ребенок мог бы многому научиться и многое узнать. И отнимется это время на овладение умениями подольститься к сильному и взрослому, не высказывать своего мнения, если оно расходится со мнением большинства (сильных, взрослых) и.т.п.
На то, чтобы действительно чему-то научиться останется скорбно мало времени.
Недавно мои дети попробовали подсчитать, сколько они получают действительно ценной информации за школьный день (около 6 часов). От 10 до 40 в лучшем случае минут получилось. Воспроизводили то, что запомнилось и понялось. Признаться, с интерактивным репетитором за 40 минут мы получаем лучший из полученных результатов. Так то ж за 40 минут, и на дорогу не тратится время, и не надо быть в напряжении, чтобы вести себя социально одобряемо там, где социально одобряется ранний сексуальный опыт, крутость, материальная обеспеченность, умение отбрить грязным словом и - чего греха таить - умение подсидеть, завернуть интригу в обратную сторону, сплетничать, нанести удар первому и лучше исподтишка... оой
А еще - крик, обязательная столовка, после которой только в этом году было 2 вспышки ротавирусного гриппа в разных классах, грязь, неумные взрослые, измотанные жизнью и срывающие на детях тот негатив, который плещет через край от безысходности, нищеты, глупости, педагогической несостоятельности и просто профнепригодности
В одной из школ, где учатся мои дети, молодая учительница биологии. Мой ребенок (11 класс), не расслышав вопрос, обращенный к нему, переспрашивает рефлекторно " что?" ".... сто" - грубейшим матом отвечает "учительница". Так это 11-классник и человек, имеющий достоинство. Не побоявшийся сказать, что, похоже, ей не место в школе, и что он не в состоянии ее уважать, как учителя, после этого ответа. При всем классе. Не мстит, наверно, не совсем испорчен человек, просто глупа и неопытна, хотела таким образом дешевенького авторитета А есть такие, которые мстят и самым страшным для ребенка образом. И ребенок учится тому, что если он "донесет" об этом родителям - то лучше ему в эту школу больше не приходить. Ибо мстят такие "учителя" руками детей, умело организовывая травлю так, что ребенок на краю суицида уверен, что это он виноват, и скорее умрет, чем признается в этом кому бы то ни было...а если дома мама, которой важно, чтобы по математике была девятка (шестерка, хотя бы четверка), а что там еще происходит, ей только если ребенок в лоб скажет...а где Вы видели нормального мальчишку, который маме - самой значимой женщине - в 12 признается в своем позоре???
Давайте на секунду представим мир таким, каким он создан без нашего соавторства: есть люди, у людей есть насущная необходимость жить и выжить. Они понимают разницу между добром и злом, ежедневно делают какие-то дела, которые прозрачны и понятны: сшить обувь, наловить рыбы, накосить сена, вылепить глиняный кувшин, научить ребенка делать каждое из этих дел...
Дети - рядом. Где-то помогут, где-то посмотрят, где-то - поблизости поиграют во все это взрослое. Вечером - послушают деда с печки. О несчастных и счастливых, о добре и зле... (Никольский извинит ) Все понятно, что непонятно - можно спросить у тех взрослых, которые - ребенок уже знает - хорошие люди и любят его...
На какую голову встал мир, если приятнейшая улыбающаяся маме учительница, про которую мама сказала, что ее надо слушать и все делать, как она скажет, орет за неправильно оформленную работу злым криком с непонятными словами "дебильный", "зэпээр" когда нет никого кроме детей, а как только приходит кто-то на урок вдруг начинает тааак интересно рассказывать...чему учится в этом случае ребенок?
Или учительница вполне себе хорошая. Но очень хочет хороших результатов. и перед контрольной проходит ее всю так, что написать на ниже девятки и не выйдет. А потом вдруг пятый класс... (это наш случай) - и никакого навыка писать проверочные работы без помощи.
Или - у учительницы нет времени разбираться, и виноват тот, кто громче. А рядом с громким есть хитрый злобный ребенок, которого садистски избивают родители, и он все время проводит в придумывании подстав и хитроумных планов, в которых по=настоящему страдает громкий ребенок, и которые сам ребенок-садист называет "приколы", сублимируя в них то, что получает от родителей... или еще тысячи вариантов опыта, который противоестественен человеческой природе