Вода – это волшебное лекарство. Она благодатно действует и на взрослых, и на детей. В то время как у взрослых купание ассоциируется с курортами, шезлонгами и спортивным инвентарем, дети обходятся ведерком, двумя-тремя чашечками и бутылочками. Купание – прекрасная возможность для развлечений, и поэтому кажется несправедливым, что время для него часто отводится в конце дня, когда дети и родители уже устали. Неприятности начинаются в тот момент, когда детям еще хочется поиграть, а взрослые мечтают побыстрее отправить их в постель, чтобы затем помыть посуду, обсудить между собой какие-то дела или просто лечь спать. Сделайте так, чтобы купание стало приятной процедурой, а не источником раздражения. Относитесь к нему не как к досадной обязанности, а как к радостным минутам веселья. Если ваша ванная комната достаточно просторна, принесите туда стул, а если нет, то положите коврик, чтобы можно было встать на колени и наклониться к ребенку.
Если вы знаете, что будете заняты до конца дня, постарайтесь выкупать ребенка перед обедом. Можно ввести в обиход два типа купания. Объясните малышу, что иногда по вечерам, когда нет времени, купание будет предназначено только для «мытья». В эти дни он должен вымыться как можно быстрее. При этом неплохо было бы заметить время, чтобы узнать, как быстро ваш ребенок может справиться с этим делом; или используйте песочные часы, и пусть купание закончится прежде, чем песок пересыплется. Но зато в другие дни вы должны найти время, чтобы превратить купание в игру. Можно использовать разноцветные коврики для ванной, чтобы ребенок знал, какое купание ему предстоит сегодня.
Игра с мыльной пеной
Ваш ребенок может отлично провести время, взяв крем для бритья и разрисовывая пальцем стены ванной. Это прекрасный способ дать выход энергии, и кто знает, может быть, вы откроете юного Пикассо. Неплохо также поработать и помазком для бритья. Его можно использовать, развлекая ребенка во время мытья головы. А детей, которые не любят, когда им моют голову, легко занять, собирая пену с их волос и разрисовывая ею стены.
Аквариум в ванной
Вырежьте из недорогих махровых салфеток или полотенец разных цветов лоскутки в форме рыбок. Они не должны быть слишком маленькими, а то их будет не узнать, и слишком большими – они станут тяжелыми, когда намокнут. Пусть во время купания ребенок вымоет ноги красной рыбкой, а нос зеленой. Можно вымыть желтой рыбкой руки и ноги, а зеленой другие части тела.
Свист-визг
Ради шутки внесите в процесс купания элементы «научной фантастики». Отломите маленький кусочек таблетки Алка Зельтцер и положите в коробочку от фотопленки. Можно также использовать маленькую пластмассовую коробочку из-под лекарства. Заполните ее водой до краев и плотно закройте крышкой. Затем дайте ребенку в руки, и пусть он почувствует, как внутри пузырится вода. Через несколько минут раствор, вырываясь наружу, произведет мини-взрыв прямо в ванной. Крышка вылетит, и пузыри поползут вниз по стенке коробочки. Хотя жидкость безвредна и не опасна для глаз, лучше все же держите коробочку подальше от лица ребенка.
Волшебные игры с водой
Вот еще несколько веселых игр в ванной. Пусть ребенок наполнит водой пластмассовую чашку, затем накроет ее кусочком бумаги. Прижимая ее рукой, он должен перевернуть чашку вверх дном. Теперь, осторожно скользя по бумаге, можно отвести руку. Фокус заключается в том, что вода не выливается. (Если возникают трудности, используйте сосуд с более широким горлышком и менее глубокий.) Ваш ребенок может и не понимать, что давление воздуха, действующее на бумагу снизу, не позволяет воде вылиться, но он несомненно получит удовольствие от своеобразного «научного эксперимента». Объясните ему, что те же законы, что удерживают воду, помогают летать самолетам.
Такие волшебные «научные опыты» развивают любознательность. Попробуйте другой удивительный эксперимент. Пусть ребенок скомкает бумажный носовой платок или салфетку и положит этот комок на дно пластмассовой чашки. Затем он должен перевернуть ее вверх дном, убедившись, что бумага осталась внутри. После этого надо положить перевернутую чашку на поверхность воды строго горизонтально. Когда ребенок поднимет ее, он изумится, увидев, что бумага осталась сухой. (Но комкайте бумагу легко и осторожно. Если вы сожмете ее слишком сильно, она выпадет из чашки до начала опыта.) Позднее ребенок поймет, что воздух в чашке оказывает сопротивление, создавая воздушный пузырь, который не позволяет жидкости пробраться в чашку.