Динамические нормы развития речи, т.е. крайние точки нормального развития.
0-2,5 мес - первые спонтанные звуки и адресные вокализации (интонируемые звуки обращённые к «основному» взрослому)
до 4 мес – должны появится произвольные звуки, растягивание гласных, игра с их звучанием, гуление, рулады звуков (один переходит в другой). Реакция на обращённую речь.
до 6 мес – мелодичное гуление, спонтанный лепет добавление к гласным согласных
от 6 до 8 мес – совершенствование лепета, произвольный лепет, гармонизация гласных и согласных звуков, начало интонационных диалогов со взрослыми (слежение за интонацией взрослого, попытки подражать, чередование реплик и пауз), понимание смысла отдельных слов, эхолалия (повторение за взрослым, без понимания смысла, фрагментарно может в норме сохраняться до 1,5 лет)
от 7 мес – лепетная речь. Полностью исчезает только заменяясь в своё время нормальной словесной речью.
от 8 до 11 мес – должны появиться первые односложные слова.
до 12 мес – должны появиться 2 и более постоянных односложных слова в активном словаре, понимание двух десятков слов (пассивный словарь), хорошее подражание словам и интонациям, выражение одним и тем же односложным словом разных понятий, в плоть до целых предложений.
до 1,5 лет – должна появиться реакция на простые словестные просьбы\приказы не сопровождаемые жестами или действиями взрослого.
с 12 мес до 1,5 лет - развитие (а до 3 лет использование и постепенное затухание) автономной речи, т.н. «детская речь» - одно-двух-трёх сложные слова имеющие общее звучание, общие корни, реже совсем не похожие на настоящие слова (например «пидидёка» - помидорка, «пика» - птичка», «тяка» - игрушка). Затухание происходит по мере развития артикуляции и речевого аппарата, путём естественной замены автономных слов настоящими. К 2,5 годам большая часть слов уже должна быть заменена настоящими (или их шепелявой версией, с учётом ошибок детской дикции). Если после 3 лет в активном сохраняются автономные слова – это уже привычка или ошибка. Если их не много – они пройдут сами, надо только мягко поправлять не акцентируя на этом специального внимания. Если их много – это повод для консультации у логопеда.
до 2 лет – понимает обращённые вопросы, просьбы, сопостовляет слова и изображения на картинках, может показать изображенные предметы или принести настоящие.
от 1,5 до 3 лет – появление предлогов и местоимений, в т.ч. местоимения «я». До этого речь телеграфная (без предлогов). Появление и закрепление в речи настоящих, не автономных слов.
В этот же период должны появиться предложения из 2-3-4 слов (односложных, автономных или настоящих – не важно, важна суть – объединение слов во фразу. Сказанное ребенком «да бу» - «дай булку» или «мама гу-гу» - «мама пойдём гулять» это уже фраза из 2-х слов)
от 2 до 3 лет – должно начатся использование времён (пусть не всегда верное), глаголов, прилагательных, множественных форм существительных и активное словотворчество (присоединение к корням окончаний, суффиксов и приставок не верных в данном случае, но взятых по аналогии от других, правильных, слов – «обогну» вместо «обгоню», «колесЫ» - вместо «колёсА», «котерять» - играть с котом и т.п.)
В этом же периоде начинается произвольное интонирование словесной речи – грубая и ласковая речь, вопросительные, восклицательные, «задумчивые» и прочие интонаци соответствующие смыслу сказанного и ситуации.
В этом же периоде ребенок может выполнить просьбу из 2 и более действий («подними вон тот мячик и отнеси в коробку». В плане развития речи суть не в том что б отнести в коробку мяч (это маторика и движения), а в том что бы ребенок услышал и запомнил всю фразу, состоящую из разных действий, соотнёс слова со своими действиями и выполнил их все, не забыв по дороге вторую половину)
до 3,5 лет – ребенок начинает петь повторяя известные ему стишки и песенки (не обязательно правильно, может только одну-две строчки) или произнося нараспев какие-то фразы вместо обычной простой речи.
до 4,5 лет – большая часть звуков произносится правильно (в т.ч. ш, ж, ч, щ, ц).. Ребенок использует длинные предложения из более чем 4 слов (включая предлоги), предложения составляет в последовательные, интонационно и смыслово правильные конструкции. Запоминает и может повторить четверостишия, может пересказать простой текст или связно, последовательно и правильно описать ситуацию, произошедшую накануне.
Фразами (а не одиночными словами или жестами) отвечает на вопросы «кто?», «где?».
до 5,5 лет - исчезает смягченное произношение согласных. Все звуки произносятся правильно.
Исчезают пропуски и перестановки звуков.
Может ответить на вопрос «почему ты …?» и «зачем ты…?» Употребление обобщенных слов (игрушки, посуда, одежда). Хотя это уже скорее не речь, а мышление =)
От 5 до 7 лет - грамматический строй речи становится верным. Ребенок понимает принцип письменной речи (символическое значение букв, соотношение их со звкуами, различает буквы и может складывать печатные бкквы в слоги или "разобрать" устное слово на отдельные буквы-звуки)
После 7 лет идёт количественное развитие речи.