Привет всем, вот решил написать небольшой отчёт об, недавно состоявшейся, совместной Польско-Белорусской экспедиции «OFF-ROAD Транс Беларусь». Экспедиция проводилась совместно с Польским клубом adrenalinka.pl и Брестским клубом "Внедорожный клуб "Цитадель". www4x4brest.com Экспедиция задумывалась как экскурсионно-туристическая с элементами бездорожья сроком на шесть дней. Из Польши было семь экипажей, из Бреста планировалось два экипажа: Вова на Фордике, Саша FT, Наташа FT и собственно говоря, я. Вторым экипажем я планировал взять новый автомобиль УАЗ (автомобиль тест-драйв) у официального представителя завода, на территории РБ. Но, по непредвиденным обстоятельствам случилось так, что в последний момент, сорвалась поездка УАЗа, и так же не получилось поехать Фордику. В конечном итоге было принято решение, что я с Поляками еду сам. Район, по которому я их вёл, был южная часть Белоруссии, а именно: юг Брестской области до Столинского района и границы с Гомельской областью. Данный маршрут занял три дня. Итак, 10 июля, около 12 часов, на площади возле «Брестской крепости» стояли семь польских внедорожников. Первой достопримечательностью, конечно же, была «Брестская крепость». После ознакомительной экскурсии мы тронулись в путь, второй достопримечательностью, как это не странно оказалась наша «Корона». За уши их оттуда невозможно было вытащить. Они говорят, что такого изобилия «натуральных и полунатуральных продуктов» у них в Польше уже нет. После заполнения всех имеющихся пустот в салонах и багажниках своих автомобилей, нашими продуктами, мы всё-таки, поехали. Доехав до Кобрина по автостраде, мы ушли на юг в сторону д. Дивин. Захватив небольшой кусок заказника Званец , через лес мы потихоньку выехали на озеро Любомль, там и сделали первый лагерь. На поляне и на пляже, который мы выбрали, было не очень многолюдно, но и так было заметно, что мы привлекаем к себе внимание отдыхающих. Но уже где-то, через час, поляна с пляжем опустела, отдыхающие оказались местными, и они разъехались по домам.
Дальше вечер был как обычно: ужин, купание, немного спиртного, разговоры у костра, потом к нам присоединились комары, но на удивление комары пошли спать первыми. Утро было шикарным, просыпался я с рассветом, под пение птиц, хотя засыпал я тоже под музыкальное сопровождение: то и дело слышался с разных сторон храп спящих поляков. Понаблюдав за летающими лебедями над озером, мы приготовили быстрый завтрак, чай, кофе и снова в путь. Двигались довольно близко к Украинской границе, результатом чего стала проверка документов пограничниками, объезжающими территорию. Как выяснилось, мы, находились в пограничной зоне, и нам необходимо было, иметь пропуск для всей группы. Убедившись в том, что мы не контрабандисты и всё у нас в порядке с документами, мы обменялись, на всякий случай, номерами телефонов и тронулись дальше.
Дальше наш путь лежал на север, вдоль Белозерского канала и правой стороны заказника Званец, до места, где Белозерский канал впадал в Днепровско-Бугский канал. Дороги там нет, но ехать можно по берегу канала. Место живописное, на берегах канала растут огромные дубы, которые невозможно обхватить руками одному человеку, стоят берёзы и осины к которым приложили свои зубы бобры. Слегка примятая от телеги, ехавшей перед нами ранее, трава то и дело уходила кривой дорожкой левее, в глубь заказника, там находились сенокосы. А мы продолжали двигаться дальше. И вот нам оставалось проехать какой-то километр как мы упёрлись в довольно приличный обрыв, когда-то мы тут ездили, но теперь перебрать на ту сторону было довольно проблематично, по крайней мере, для двух экипажей: Тойота «Тундра» и Нисан «Навара». Было принято решение уйти немного левее и искать там место проезда. По утоптанной траве мы сперва, добрались до пчелиной пасеки, а затем наша условная дорога закончилась сенокосом. Теперь начиналось самое интересное, начиналось болото с высокой травой и кустарниками похожими на огромные зелёные шары на половину погрузившееся в зеленый ковёр травы, изредка встречались молодые берёзки. Ехали дальше уже на полном приводе. Затем, решив отправиться в разведку на одной машине, мы потихоньку стали пробираться между зарослями кустарника. Пробравшись в глубь ещё немного дальше, я обратил внимание, что этот непроходимый кустарник был уже повсюду, со всех сторон, и было такое ощущение, что болото как будто заманивало всё дальше и дальше захлопнув за нами плотный занавес растительности. Пробиваться дальше было бессмысленно, опять же учитывая наличие в команде две абсолютно новые машины. Мы стали разворачиваться и возвращаться к остальным машинам. Ехали обратно уже напролом через кусты и небольшие деревья. И тут нам открылась следующая картина: все шесть машин время зря не теряли и успели уже довольно прилично засесть. Штурманы, они же, как правило, жёны либо подруги водителей бегали вокруг машин, истерично размахивая руками, толи от того, что испугались, как они засели, толи от того, что понятия не имели, как спастись от обезумевших слепней, пытающихся съесть их заживо. Тут в ход пошли и лебёдки и динамические тросы. Одного достали, другой засел и так по кругу.
Как видите, устоявшаяся сухая погода не сумела нам испортить веселья, и мы всё таки сумели докопаться до самого интересного. Так закапывались и откапывались мы примерно около часа, успевая при этом хорошенько покормить этих проклятых слепней. Натешившись вдоволь, один из поляков сказал: Да, ведь за этим мы сюда и приехали, это мои каникулы и я отдыхаю. Выбравшись к Белозерскому каналу, мы решили немного отдохнуть и искупаться. Течение в канале было довольно сильное, сложно было даже стоять на месте. Немного освежившись, мы тронулись дальше. Теперь мы ехали уже с другой стороны Белозерского канала по направлению к Днепровско-Бугскому, добравшись до него, пересекли его по мосту и далее через лес поехали до деревни Заказель, примерно километров пять. Чарующее местечко—Восхищает руинами изящной усыпальницы и манит своей непревзойдённой атмосферой таинственности. Здесь находится Часовня-усыпальница Ожешко. Я уверяю Вас, что данный памятник неоготики – один из красивейших на территории Беларуси. Фасад украшают два массивных чугунных щита с гербами двух ветвей знаменитого рода. Немного угрожающее архитектурное великолепие производит неизгладимое впечатление!
Затем после деревни Заказель, мы направились в Ивановский район в деревню Стрельно, там находится музей древней медицины. Там нас приветливо встретили, провели довольно познавательную экскурсию, рассказали, как и чем раньше лечились. Мы много узнали о целебных сборах и травах, которые, кстати, можно там приобрести. Затем нас напоили лечебным, тонизирующим чаем и мы полные сил, с открывшемся вторым дыханием тронули в путь. Дальше, мы объехали Иваново и уже в Пинском районе нас ждала переправа через реку на пароме. Кстати он был не электрический, а ручной. Поляки с превеликим удовольствием стали помогать паромщику в переправе на ту сторону.
Затем, мы заехали в Пинск, буквально только на часик (заправить машины и пополнить провизию). Далее наш путь лежал на Столин. Добравшись почти до Столина , мы ушли севернее придерживаясь, крупной, железнодорожной ветви на город Лунинец. Добрались до, ж.д. станции Припять, уже после полуночи. Нашему взору открылся огромный железнодорожный мост через р. Припять, невероятных размеров металлическая конструкция, выдерживающая тяжёлые гружёные железнодорожные составы. До конечного пункта оставалось меньше километра, добравшись до места, мы разбили лагерь на берегу Припяти. Сегодня был поздний ужин и долгие разговоры у костра в приятной компании, но уставшие за день, все потихоньку стали расходится отдыхать.
Утром проснувшись, мы увидели, что ночью прошёл дождь, намочив всё, что мы оставили. Завтракали стоя, затем небольшой ремонт одной машины и сборы с неотъемлемым ритуалом складывания самораскрывающейся палатки и по памяти и по инструкции.
Дальше наш путь лежал в деревню Городная, столинского района. Так как деревня находится в двух километрах от Украинской границы, нам пришлось предупредить пограничников о своём присутствии в этой зоне. Доехать до этой деревни можно двумя дорогами: одна вполне приличная гравийная, а вторая как раз для нас 4х4. Дорога от лесовозов, для нас это то-что надо, правда немного подсохла, но всё равно было немного и песка, и грязи, и небольшой бродик, и даже проезжали через узкоколейку, по которой, маленькими вагончиками, перевозят торф.
И вот деревня Городная. Это удивительное место, спрятавшись в зелёном море лесов и затерявшись среди когда-то непроходимых болот и топей, стоит эта старая деревня. На средневековых картах это селение обозначалось не иначе, как укреплённый город, в котором стояла пограничная крепость. Первое упоминание о Городной в письменных источниках историки относят к 1448 году. Огромную популярность Городной принесли её знаменитые мастера-гончары. Практически в каждой хате того времени в Городной крутились гончарные круги и обжигались в специальных печах посуда, которую потом караваны телег, запряжённых лошадьми и волами, тащили на рынки и ярмарки по всему белому свету. В 19-ом столетии в Городной насчитывалось 300 гончаров, а теперь их здесь проживает, к сожалению, только десять. Несколько лет назад, чтобы сохранить исчезающие традиции древнего ремесла, в Городной открылся Центр гончарства. Здесь находится и единственная на территории Беларуси мастерская-музей, а также школа, где ребята постигают секреты гончарного мастерства своих предков. Возглавляет центр удивительная, неравнодушная к истории своей маленькой родины и её уникальным традициям Олимпиада Дмитриевна. Проводя экскурсию по этому необычному музею, где, на самом деле, собраны бесценные экспонаты, вылепленные в разные годы руками трудолюбивых гончаров, мы получили мастер-класс на работе за ткацким станком и гончарным кругом, попробовав сами из бесформенного куска глины получить, пусть, конечно же, неумелое, но всё же что-то похожее на маленький глиняный горшочек.
Сделав записи в книге почётных гостей и фото на память, мы отправились дальше, правда была ещё небольшая остановка в Городной на местном рынке, там мы покупали у местного пчеловода свежий мёд.
Дальше наш путь лежал ещё в одну уникальную деревню, где мы планировали сделать лагерь. Небольшая деревушка Кудричи под Пинском, скрылась от глаз людских среди болот и рек. Основной вид транспорта – лодка. У каждой семьи их от трех до пяти. На одной дети в школу ездят, на другой – хозяин семьи отправляется в поле, еще одна дома: вдруг кому на почту надо будет или на рынок. Даже на кладбище не пройти, гроб в лодке везут. Все умеют управляться с веслами, от мала до велика. Дорогу проложили лишь в середине 90-х годов прошлого века. Но это не помешало Кудричам остаться феноменом Беларуси – последним селением с самобытной культурой, традиционной для старого Полесья. Тяготы жизни прилично потрепали население, тем не менее 27 жителей и 17 домов продолжают жить здесь.
Но оговорюсь сразу, доехать мы туда в этот день не смогли по причине: во первых из-за позднего времени и затянувшегося ливня, заставшего нас в Пинске и во вторых у одного из путешествующих сегодня был день рождения, поэтому хотелось его отметить более-менее цивилизованно. Так что было принято решение сегодня остаться в Пинске, разместиться в гостинице, а день рождения отметить в одном из довольно уютных кафе. Итак, машины на стоянку, а сами отдыхать.
Сегодняшним вечером моя миссия, ведения экспедиции по полесью, была закончена и я после долгих и дружественных прощаний, отправился домой в Брест, а ребята на утро тронулись на север. Дальнейшая часть экспедиции у них заняла ещё три дня с посещением Ганцевичей, Мира, Несвижа, Лиды, Гродно, и уйдя на север, через Литву оттуда возвращались в Польшу.
Для людей заинтересовавшихся такого вида путешествиями, могу предложить экспедицию в центральную и северную часть Беларуси. Так же в ближайшее время будут готовы такого же рода экспедиции по Польше, с элементами 4х4 Off-road. Удачного всем время препровождения.