Форум для мамочек Бреста

Объявление


Инклюзивный центр Авокадо

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум для мамочек Бреста » Воспитание » Взрослые проблемы родом из детства.


Взрослые проблемы родом из детства.

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Читаю и сохраняю информацию о воспитании детей, психологии отношений.
Делюсь с вами, может, кому-нибудь пригодится.

Подборка статей на тему:
"ИНФАНТИЛИЗМ".
Эта инфа в теме "Воспитание", так как психологи считают, что одним из наиболее важных факторов развития инфантилизма являются родители, которые недостаточно серьезно относятся к человеку в детстве.
"Инфантами (от лат. infans — дитя), как известно, называли испанских принцев и принцесс. Что, собственно, плохого быть похожими на них? Сегодня люди, не желающие взрослеть, отвечать за что-то, выполнять свои обязательства, трудиться в поте лица, заводить семью, не являются аутсайдерами.
Они существовали всегда — взрослые, не желающие взрослеть. Но именно сейчас пришло их время — время, когда миллионы жизней проходят за компьютерной игрой или в разъездах по миру за футбольной командой. В Америке таких называют «кидалты» — «взрослые дети», любящие игры, не желающие обзаводиться семьей, одетые, как подростки. В Италии — бомбоччиони, до седых волос живущие с родителями, которые стирают им одежду и заправляют постели.
Кидалтами (от англ. kid — ребенок и adult — взрослый) называют себя миллионы людей (в 2007 году только в США к ним причисляли себя 7 млн человек). Они, как правило, вполне благополучны, работают в каком-нибудь офисе, не стесняются своих подростковых пристрастий — все свободное время играть в компьютерные игрушки, тратить заработанное на «прикольные прибамбасы», быть вольными птицами и не думать о будущем. Кидалты уверяют, что они, живя по законам детства, протестуют против скучного взрослого мира.
Но инфантильность — не заграничная болезнь. Многие из нас ходят с ее симптомами.

Главные составляющие инфантилизма-зависимость, эгоцентризм (когда есть две точки зрения: моя и неправильная), действие в соответствии с импульсами, а не с разумом, а главное — безответственность. Поэтому законченным инфантилом может быть не только проводящий всю жизнь в сети кидалт, но и успешный бизнесмен на дорогой машине, и отец семейства с пятью детьми — все они могут оказаться из того же недозрелого теста. Да и любой человек, вполне ответственный и серьезный в одной сфере жизни (например, в профессиональной), может в других, сам того не замечая, вести себя невзросло (там, где дело касается отношений с другими людьми).

Эксперты в один голос утверждают, что инфантилизмом чаще страдают мужчины. Причины этого, например, исторические: из-за демографической катастрофы ХХ века сформировался типаж самодостаточной сильной женщины, которая везет все на себе. Или физиологические: женщине нужно отвечать за свое потомство, поэтому ее ответственность — почти природное качество.
Проявляется мужской инфантилизм по-разному. Вот, например, любимый женщинами мягкий мужской типаж — уступчивый, податливый, как Женя Лукашин из «Иронии судьбы». А ведь уступчивость, безвольность — это не природные свойства, а признаки все той же незрелости.
Человек с характером не рождается, он рождается с темпераментом, а характер формируется в течение жизни. Уступчивый — это не темперамент. Если я боюсь принимать на себя ответственность, я всегда буду искать, на кого ее свалить. Если что — потом есть, кого обвинить. И поиск виноватого — одно из ярких проявлений инфантильности.
Но это пример очевидный. А вот — неожиданный: вроде бы сильный, брутальный, но изменяющий жене, меняющий женщин субъект страдает той же незрелостью. Ольга Красникова: «Неумение устанавливать близкие отношения с одним человеком, постоянный поиск новых партнеров — яркий признак инфантильности». Еще распространенный тип — это алкоголик: он же ведет себя абсолютно как ребенок: ни за что не отвечает, не способен ни на какое принятие решений!
Многие жены убеждены, что их мужья инфантильны, потому что слишком мало зарабатывают: «У него семья, а он в своем НИИ на копеечном окладе!» Вот этот упрек в инфантилизме в наше время как раз несостоятелен: можно быть зрелым человеком, заниматься серьезным делом — и получать скромную зарплату. А бывает и наоборот. Андрей Копьев: «В наше время можно заниматься, по большому счету, ерундой, и получать приличные деньги. Кроме того, есть масса людей, делающих карьеру и довольно много зарабатывающих, но при этом предельно инфантильных. Просто у каких-то инфантильных субъектов зависимость от пива, а у этих — от карьеры».

Инфантильные женщины тоже, конечно, встречаются. Такие женщины, например, обижаются на своих несовершеннолетних детей, тем самым ставя себя с ними на один уровень развития. Иногда женский инфантилизм проявляется, как это ни парадоксально, в стремлении все контролировать.

Ольга Красникова: «Инфантилизм характеризуется так называемой неадекватной ответственностью. За что человек может и должен отвечать? За то, что он может контролировать и изменить: его поступки, мысли, чувства, желания, отношения. Это адекватная ответственность. Если я перекладываю свою ответственность на других или беру на себя ответственность за чужие поступки, мысли и т. д. — это ответственность неадекватная. Так вот, женщины, все контролирующие, — это маленькие девочки, которые боятся, не доверяют миру, и им кажется, если не они, то кто же. Это очень характерно для детей — чувствовать себя причиной всего. Мама с папой ругаются — это из-за него, значит, он может что-то сделать, чтобы они не ругались. Такая властная, контролирующая женщина и на консультацию приходит не потому, что признает: у нее проблема. Она приходит за инструкцией: что ей делать, чтобы ее близкие стали более удобными для нее».

Нередко именно в семейной жизни особенно ярко проявляется инфантилизм супругов. Ольга Красникова: «По моим наблюдениям, многие супруги любят играть в “партизан и телепатов”: если вы меня любите, должны догадаться, почему мне плохо! И если не догадались — вы виноваты в моем настроении и вообще не любите меня! А другая сторона, играя в “телепата”, не спрашивает, а пытается догадаться, в чем дело, и считает, что да, это он всегда виноват в плохом настроении жены. Оба супруга, играющие в угадайку вместо того, чтобы поговорить, поступают абсолютно инфантильно».

Как ни странно, нередко инфантильные люди вырастают во вполне благополучных семьях, из хороших детей, которых родители воспитывали в поте лица: учили быть послушными, контролировали каждый их шаг. Многие верят, что это главное условие воспитания.
По мнению Андрея Копьева, «когда родители особенно жестко требуют, чтобы ребенок поступал так, как они хотят, он превращается в конформиста, тревожно ищущего согласия с родительской волей. Постоянная оглядка на сильного формируется как рефлекс. Вырастает законопослушный, корректный — но не самостоятельный, не реализующий себя вполне человек». А родители при этом удивляются, почему их ребенок, вырастая, сам не строит свою жизнь? Получается, мы ждем от выросших детей то, чего не дали им в детстве.

Ольга Красникова: «Такому человеку сложно, порой невозможно проявить инициативу и даже просто высказать свое мнение. Он не доверяет своим внутренним ощущениям. Если кто-то в компании пошутил, он не засмеется, пока не убедится: “Всем смешно? Значит, и мне можно улыбнуться”. А на вопрос “что вы хотите — чай или кофе?”, первым делом спросит: “А вы что будете?” — даже если терпеть не может кофе. Приходя на консультацию, такой человек тут же определяет психолога на роль мамочки: “Что вы мне скажете — то я и сделаю”».
Это — жертвы контроля и сверхопеки.
Но вседозволенность и предоставленность самому себе — тоже не выход. Воспитание ответственности — это как с выбором обуви для ребенка: мы не покупаем ее на два размера меньше или на пять размеров больше. Достаточно — на полразмера свободнее, чтоб было место, куда расти. Ольга Красникова: «Ответственности не должно быть меньше, и если мальчик учится в седьмом классе, а мама ему портфель собирает — это немножко странно. Но ее не должно быть и больше: если мы видим первоклассника, который с ключом на шее идет из школы и греет себе обед — это мы на ребеночка надели ботинки 46-го размера. Детям, лишенным детства, тоже очень сложно повзрослеть».


Цивилизация против зрелости

Инфантильные люди существовали всегда, но что-то очень изменилось в современном мире, если сейчас быть кидалтом стало не стыдно и так много сегодня повсюду «взрослых детей». Эксперты винят в этом новые технологии, из-за которых наступило материальное изобилие и у большой массы людей появилось свободное время. Изменилось человеческое сознание. Андрей Копьев: «Современная жизнь с ее рыночным укладом похожа на магазин игрушек: привели ребенка ко дню рождения — чего хочешь, выбирай, ни в чем себе не отказывай. Никакого напряжения внутренних сил эта модель от человека не требует. Вот мобильник не той марки — это уже плохо».

В современном «магазине игрушек» в ассортименте и масса разнообразных развлечений, и красочный виртуальный мир, и высокотехнологичные приспособления, облегчающие жизнь. И — социальное устройство, при котором человек привыкает рассчитывать не на себя, а на государство. Рассказывает о. Макарий, 15 лет проживший в США: «Вот, например, сейчас в России повышают пенсии — и это хорошо. А в США это было бы непопулярной мерой. Там о своей пенсии человек заботится сам: сколько заработал, отчисляя часть с зарплаты, столько и получает. И никто не захочет платить за другого: “Бездельничал всю жизнь? Пусть столько и получает!” Или, например, человек всю жизнь курит, а потом приходит с раком легких: “Сделайте мне операцию бесплатно!” Ему говорят: “Позвольте, вы всю жизнь себе вредили, а теперь хотите выскочить за общественный счет? Нет, платите из своего кармана! ” В США курящие и некурящие платят медицинские страховые взносы по-разному. И по сути это правильно».

Путь во взрослую жизнь

Предположим, я про себя поняла: да, я обижаюсь на всех, как подросток, да, у меня зависимость — не могу заснуть, не посмотрев сезон «Доктора Хауса»; да, я считаю, что во всех моих семейных проблемах виноват муж. Это инфантильность. Ну и что? Чем уж так плох этот недостаток зрелости — ведь, по большому счету, самому инфантилу удобно и комфортно: «Не хочу я взрослеть! Не нужно мне вашей ответственности!»

Понять, чем для самого человека оборачивается его инфантильность очень важно.
Так что же значит быть зрелым? Может, это также недостижимо, как взять да стать совершенным?
Это значит принять со смирением свою адекватную ответственность: не брать на себя больше, чем я могу, — но и не меньше. Это отказ от эгоцентризма: принятие того, что другие люди — другие, у них бывают разные, не похожие на мои чувства и мысли. Это способность трезво относиться к успеху и неудачам — когда успех не является целью, а неудача — крахом всей жизни». Таких людей, конечно, не так много. Но это — норма. А норма — это не раз и навсегда достигнутый результат. Это путь. И начать этот путь можно в любой момент — например, перестав по привычке, когда трудно и что-то не получается, оглядываться вокруг в поиске виноватого." (И.Карпова)

Так вот, о вопросе вины родителей в развитии инфантилизма в человеке
Отрывок из беседы с протоиереем Александром Ильяшенко.
"- Замечено, что дети, о которых слишком сильно пекутся, болеют чаще и у них даже могут возникать задержки в психологическом развитии. Ребенок начинает вести себя «младше» своего настоящего возраста. Отец Александр, как Вам кажется, что в этом кроется: сильная любовь матери к ребенку или ее эгоизм?

- Здесь кроется и не сильная любовь матери, и не эгоизм, а просто ее неразумие и избыток времени, потому что это ненормально, когда в семье один ребенок. Полноценная женщина может родить и воспитать пять, десять и даже больше детей. Хватает у женщины на это сил и энергии. А если все силы, вся энергия сосредотачивается на одном-единственном ребенке, то это вредно для самого же ребенка. Избыток женской энергии его подавляет. Мать не дает ребенку полноценно развиваться, познавать мир.

Недавно   мне пришлось ехать в поезде дальнего следования, на верхней полке сидел мальчик лет восьми и совершенно уверенно и спокойно себя там чувствовал. Его мама сидела внизу, чем-то занималась. Настало время укладываться спать, мамочка встает и снимает с него носочки. Я дар речи потерял. Ну что это за воспитание?! Это скорее гримаса. Маленькие семьи стали нормой, а ведь женщина, чтобы себя полностью реализовать, должна иметь несколько детей, даже много детей. Все это идет от какого-то однобокого воспитания и, конечно, от трудности устроить семейный быт большой семьи.

- Например, мама с папой на работе с утра до позднего вечера. Ребенок предоставлен сам себе. У родителей, особенно у матерей, появляется чувство вины перед ребенком, и они пытаются загладить эту вину с помощью дорогих подарков и «карманных» денег. К чему это может привести? Будет ли ребенок уважать родителей за это?

- Это наша действительность, когда мама с папой на работе. По-другому, к сожалению, не получается. То, что мама переживает за ребенка, хочет как-то украсить ему жизнь, компенсировать свое вынужденное отсутствие, это естественно. Но во всем должна быть мера. Дорогие подарки каждый раз — это ребенка только баловать. Нельзя свое внимание, тепло заменять подарками. Если вместо исполнения своего родительского долга, мать и отец пытаются откупиться, то это, безусловно, негативно скажется и на внутрисемейных отношениях, и на отношении ребенка к своим родителям.

- Папа с работы на диван, а мама и на работе, и на кухне, и уроки с ребенком. Может ли женщина сама, без участия мужчины, воспитать ребенка, как полноценную личность? Этот вопрос касается и матерей-одиночек.

- Когда муж не помогает жене, которая просто изнемогает от своей нагрузки и на работе, и дома, то это приносит дисгармонию в семейную жизнь. «Друг друга тяготы носите, и тем исполните закон Христов» (Галл.6,2). Надо помогать друг другу нести тяготы жизни. Муж должен быть опорой и защитой своей жене, помогать там, где ей трудно. Это будет хорошим примером и для детей. У каждого ребенка тоже должны быть по дому какие-то посильные обязанности. Общее дело семью только объединяет.

Известна масса примеров, когда женщины одни воспитывали замечательных детей, но при этом надо помнить, что то, что может исключительный человек в исключительных условиях, не значит, что это может каждый. Для матери-одиночки ребенок, действительно, часто становится тем единственным человеком, на которого она изливает всю силу своей любви. При этом, конечно, бывают перегибы и искажения в воспитании, которые могут негативно сказаться на становлении ребенка, как личности. Кроме того, отца заменить не может никто, даже самая любящая мать.

- Внутри инфантилизма присутствует агрессивность. Дети могут быть очень жестокими. Становясь подростками, молодыми людьми, оно могут попасть в разные группировки, в которых культивируется жестокость. Как избежать этого?

- Воспитание — процесс постоянный, который должен начинаться с внутриутробного периода. В этот период мамочка должна быть радостной, спокойной, благостной. Ее доброе состояние передается ребенку. Когда родители терпеливо, с любовью ждут появления ребенка на свет, то это благотворно влияет на внутреннее состояние ребенка. Если же в семейной жизни почему-то нет такой гармонии, нет тепла и любви между мужем и женой, то женщина испытывает постоянное чувство одиночества и незащищенности и это, естественно, отрицательно скажется на психологии ребенка и его поведении. Все это закладывает негативные черты характера ребенка, и когда он вырастет, вероятность того, что он может попасть в дурную компанию или какую-то группировку, возрастает многократно. Жестокость может проявиться потому, что вокруг и по отношению к нему настоящей любви, ласки и понимания он в своей жизни не видел, его родителями было совершено много ошибок, много несправедливого и неразумного.

- Довольно часто наблюдаешь семейные пары, где жена исполняет роль «второй» мамы для мужа. Как Вы считаете, это от недостатка любви в детстве или ее переизбытка, или же какая — то другая причина?

- Я считаю, что это в какой — то мере даже естественно. Материнство — это глубокое, очень благородное свойство женской души. Оно распространяется не только на детей, но и на мужа. Жена относится к нему и как к мужу, и как к ребенку, заботясь о нем. Другое дело, если мужчина проявляет инфантилизм, ждет, что все за него сделают другие. Повторюсь, что это наша действительность препятствует воспитанию решительных людей.

- У меня есть знакомые молодые женщины, которые не могут выйти замуж по причине того, что мужчины не хотят брать ответственность за семью. Этим мужчинам мешает их инфантилизм?

- Да, действительно, многие молодые женщины, прекрасные, умные, работящие, мастерицы не могут выйти замуж, потому что нет достойных мужчин. То пьяница, то развратник, то малодушный и положиться на него нельзя. Это все проявления неправильного воспитания наших людей. В старые добрые времена проблемы найти хорошего мужа не существовало. Сегодня это затруднительно, потому что поменялись жизненные ценности, стремятся к целям, которые нельзя назвать высокими. Сейчас превалируют карьера, гонка за высоким уровнем жизни, славой, властью.

- Сначала слишком опекают в детстве, что приводит к недоразвитию индивидуальности, отсутствию духовного стержня. Потом многие попадают в секты, где все строится на порабощении личности. Вы согласны?

- Да, конечно. Излишняя опека приводит к угнетению человеческой самостоятельности. Проявление инициативы ребенка в семье никогда не должно наказываться. Если ребенок самостоятельно принял какое-то решение и что-то сам сделал, но ошибся, то его, первым делом, надо похвалить, а потом уже постараться вместе с ним разобраться, почему получился такой результат. Нельзя ругать за проявление инициативы. Надо, скорее, себя укорить за то, что не смог ребенка сориентировать, научить, чтобы он эту инициативу проявил грамотно. Человека, лишенного способности проявлять инициативу, лишенного способности здраво оценивать ситуацию, «поймать» в такие западни, как секты, совсем не трудно."

+2

2

Soleil написал(а):

Многие из нас ходят с ее симптомами.

теперь мы против этого будем бороться?

0

3

Bella,
хотя бы кому-то понимать откуда "ноги растут" и я для себя ставлю галочку в пунктиках воспитания...Ни в коем случае не навязываю, так почитать, поразмышлять на досуге...

0

4

Soleil написал(а):

почитать, поразмышлять на досуге...

позволю себе тоже добавить, из блога Людмилы Петрановской, об отношениях родителей и детей (наверняка не все читали, для кого-то станет открытием):

травмы поколений

Как же она все-таки передается, травма?
Понятно, что можно всегда все объяснить «потоком», «переплетениями», «родовой памятью» и т. д. , и, вполне возможно, что совсем без мистики и не обойдешься, но если попробовать? Взять только самый понятный, чисто семейный аспект, родительско-детские отношения, без политики и идеологии. О них потом как-нибудь.
Живет себе семья. Молодая совсем, только поженились, ждут ребеночка. Или только родили. А может, даже двоих успели. Любят, счастливы, полны надежд. И тут случается катастрофа. Маховики истории сдвинулись с места и пошли перемалывать народ. Чаще всего первыми в жернова попадают мужчины. Революции, войны, репрессии – первый удар по ним.
И вот уже молодая мать осталась одна. Ее удел – постоянная тревога, непосильный труд (нужно и работать, и ребенка растить), никаких особых радостей. Похоронка, «десять лет без права переписки», или просто долгое отсутствие без вестей, такое, что надежда тает. Может быть, это и не про мужа, а про брата, отца, других близких. Каково состояние матери? Она вынуждена держать себя в руках, она не может толком отдаться горю. На ней ребенок (дети), и еще много всего. Изнутри раздирает боль, а выразить ее невозможно, плакать нельзя, «раскисать» нельзя. И она каменеет. Застывает в стоическом напряжении, отключает чувства, живет, стиснув зубы и собрав волю в кулак, делает все на автомате. Или, того хуже, погружается в скрытую депрессию, ходит, делает, что положено, хотя сама хочет только одного – лечь и умереть. Ее лицо представляет собой застывшую маску, ее руки тяжелы и не гнутся. Ей физически больно отвечать на улыбку ребенка, она минимизирует общение с ним, не отвечает на его лепет. Ребенок проснулся ночью, окликнул ее – а она глухо воет в подушку. Иногда прорывается гнев. Он подполз или подошел, теребит ее, хочет внимания и ласки, она когда может, отвечает через силу, но иногда вдруг как зарычит: «Да, отстань же», как оттолкнет, что он аж отлетит. Нет, она не него злится – на судьбу, на свою поломанную жизнь, на того, кто ушел и оставил и больше не поможет.

Только вот ребенок не знает всей подноготной происходящего. Ему не говорят, что случилось (особенно если он мал). Или он даже знает, но понять не может. Единственное объяснение, которое ему в принципе может прийти в голову: мама меня не любит, я ей мешаю, лучше бы меня не было. Его личность не может полноценно формироваться без постоянного эмоционального контакта с матерью, без обмена с ней взглядами, улыбками, звуками, ласками, без того, чтобы читать ее лицо, распознавать оттенки чувств в голосе. Это необходимо, заложено природой, это главная задача младенчества. А что делать, если у матери на лице депрессивная маска? Если ее голос однообразно тусклый от горя, или напряжено звенящий от тревоги?
Пока мать рвет жилы, чтобы ребенок элементарно выжил, не умер от голода или болезни, он растет себе, уже травмированный. Не уверенный, что его любят, не уверенный, что он нужен, с плохо развитой эмпатией. Даже интеллект нарушается в условиях депривации. Помните картину «Опять двойка»? Она написана в 51. Главному герою лет 11 на вид. Ребенок войны, травмированный больше, чем старшая сестра, захватившая первые годы нормальной семейной жизни, и младший брат, любимое дитя послевоенной радости – отец живой вернулся. На стене – трофейные часы. А мальчику трудно учиться.

Конечно, у всех все по-разному. Запас душевных сил у разных женщин разный. Острота горя разная. Характер разный. Хорошо, если у матери есть источники поддержки – семья, друзья, старшие дети. А если нет? Если семья оказалась в изоляции, как «враги народа», или в эвакуации в незнакомом месте? Тут или умирай, или каменей, а как еще выжить?

Идут годы, очень трудные годы, и женщина научается жить без мужа. «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик». Конь в юбке. Баба с яйцами. Назовите как хотите, суть одна. Это человек, который нес-нес непосильную ношу, да и привык. Адаптировался. И по-другому уже просто не умеет. Многие помнят, наверное, бабушек, которые просто физически не могли сидеть без дела. Уже старенькие совсем, все хлопотали, все таскали сумки, все пытались рубить дрова. Это стало способом справляться с жизнью. Кстати, многие из них стали настолько стальными – да, вот такая вот звукопись – что прожили очень долго, их и болезни не брали, и старость. И сейчас еще живы, дай им Бог здоровья.
В самом крайнем своем выражении, при самом ужасном стечении событий, такая женщина превращалась в монстра, способного убить своей заботой. И продолжала быть железной, даже если уже не было такой необходимости, даже если потом снова жила с мужем, и детям ничего не угрожало. Словно зарок выполняла.
Ярчайший образ описан в книге Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».
А вот что пишет о «Страшной бабе» Екатерина Михайлова («Я у себя одна» книжка называется): «Тусклые волосы, сжатый в ниточку рот…, чугунный шаг… Скупая, подозрительная, беспощадная, бесчувственная. Она всегда готова попрекнуть куском или отвесить оплеуху: «Не напасешься на вас, паразитов. Ешь, давай!»…. Ни капли молока не выжать из ее сосцов, вся она сухая и жесткая…» Там еще много очень точного сказано, и если кто не читал эти две книги, то надо обязательно.

Самое страшное в этой патологически измененной женщине – не грубость, и не властность. Самое страшное – любовь. Когда, читая Санаева, понимаешь, что это повесть о любви, о такой вот изуродованной любви, вот когда мороз-то продирает. У меня была подружка в детстве, поздний ребенок матери, подростком пережившей блокаду. Она рассказывала, как ее кормили, зажав голову между голенями и вливая в рот бульон. Потому что ребенок больше не хотел и не мог, а мать и бабушка считали, что надо. Их так пережитый голод изнутри грыз, что плач живой девочки, родной, любимой, голос этого голода перекрыть не мог.
А другую мою подружку мама брала с собой, когда делала подпольные аборты. И она показывала маленькой дочке полный крови унитаз со словами: вот, смотри, мужики-то, что они с нами делают. Вот она, женская наша доля. Хотела ли она травмировать дочь? Нет, только уберечь. Это была любовь.

А самое ужасное – что черты «Страшной бабы» носит вся наша система защиты детей до сих пор. Медицина, школа, органы опеки. Главное – чтобы ребенок был «в порядке». Чтобы тело было в безопасности. Душа, чувства, привязанности – не до этого. Спасти любой ценой. Накормить и вылечить. Очень-очень медленно это выветривается, а нам-то в детстве по полной досталось, няньку, которая половой тряпкой по лицу била, кто не спал днем, очень хорошо помню.

Но оставим в стороне крайние случаи. Просто женщина, просто мама. Просто горе. Просто ребенок, выросший с подозрением, что не нужен и нелюбим, хотя это неправда и ради него только и выжила мама и вытерпела все. И он растет, стараясь заслужить любовь, раз она ему не положена даром. Помогает. Ничего не требует. Сам собой занят. За младшими смотрит. Добивается успехов. Очень старается быть полезным. Только полезных любят. Только удобных и правильных. Тех, кто и уроки сам сделает, и пол в доме помоет, и младших уложит, ужин к приходу матери приготовит. Слышали, наверное, не раз такого рода расказы про послевоенное детство? "Нам в голову прийти не могло так с матерью разговаривать!" -- это о современной молодежи. Еще бы. Еще бы. Во-первых, у железной женщины и рука тяжелая. А во-вторых -- кто ж будет рисковать крохами тепла и близости? Это роскошь, знаете ли, родителям грубить.

Травма пошла на следующий виток.
***
Настанет время, и сам этот ребенок создаст семью, родит детей. Годах примерно так в 60-х. Кто-то так был «прокатан» железной матерью, что оказывался способен лишь воспроизводить ее стиль поведения. Надо еще не забывать, что матерей-то многие дети не очень сильно и видели, в два месяца – ясли, потом пятидневка, все лето – с садом на даче и т . д. То есть «прокатывала» не только семья, но и учреждения, в которых «Страшных баб» завсегда хватало.

Но рассмотрим вариант более благополучный. Ребенок был травмирован горем матери, но вовсе душу ему не отморозило. А тут вообще мир и оттепель, и в космос полетели, и так хочется жить, и любить, и быть любимым. Впервые взяв на руки собственного, маленького и теплого ребенка, молодая мама вдруг понимает: вот он. Вот тот, кто наконец-то полюбит ее по-настоящему, кому она действительно нужна. С этого момента ее жизнь обретает новый смысл. Она живет ради детей. Или ради одного ребенка, которого она любит так страстно, что и помыслить не может разделить эту любовь еще на кого-то. Она ссорится с собственной матерью, которая пытается отстегать внука крапивой – так нельзя. Она обнимает и целует свое дитя, и спит с ним вместе, и не надышится на него, и только сейчас, задним числом осознает, как многого она сама была лишена в детстве. Она поглощена этим новым чувством полностью, все ее надежды, чаяния – все в этом ребенке. Она «живет его жизнью», его чувствами, интересами, тревогами. У них нет секретов друг о друга. С ним ей лучше, чем с кем бы то ни было другим.
И только одно плохо – он растет. Стремительно растет, и что же потом? Неужто снова одиночество? Неужто снова – пустая постель? Психоаналитики тут бы много чего сказали, про перемещенный эротизм и все такое, но мне сдается, что нет тут никакого эротизма особого. Лишь ребенок, который натерпелся одиноких ночей и больше не хочет. Настолько сильно не хочет, что у него разум отшибает. «Я не могу уснуть, пока ты не придешь». Мне кажется, у нас в 60-70-е эту фразу чаще говорили мамы детям, а не наоборот.

Что происходит с ребенком? Он не может не откликнуться на страстный запрос его матери о любви. Это вывшее его сил. Он счастливо сливается с ней, он заботится, он боится за ее здоровье. Самое ужасное – когда мама плачет, или когда у нее болит сердце. Только не это. «Хорошо, я останусь, мама. Конечно, мама, мне совсем не хочется на эти танцы». Но на самом деле хочется, ведь там любовь, самостоятельная жизнь, свобода, и обычно ребенок все-таки рвет связь, рвет больно, жестко, с кровью, потому что добровольно никто не отпустит. И уходит, унося с собой вину, а матери оставляя обиду. Ведь она «всю жизнь отдала, ночей не спала». Она вложила всю себя, без остатка, а теперь предъявляет вексель, а ребенок не желает платить. Где справедливость? Тут и наследство "железной" женщины пригождается, в ход идут скандалы, угрозы, давление. Как ни странно, это не худший вариант. Насилие порождает отпор и позволяет-таки отделиться, хоть и понеся потери.
Некоторые ведут свою роль так искусно, что ребенок просто не в силах уйти. Зависимость, вина, страх за здоровье матери привязывают тысячами прочнейших нитей, про это есть пьеса Птушкиной «Пока она умирала», по которой гораздо более легкий фильм снят, там Васильева маму играет, а Янковский – претендента на дочь. Каждый Новый год показывают, наверное, видели все. А лучший – с точки зрения матери – вариант, если дочь все же сходит ненадолго замуж и останется с ребенком. И тогда сладкое единение можно перенести на внука и длить дальше, и, если повезет, хватит до самой смерти.
И часто хватает, поскольку это поколение женщин гораздо менее здорово, они часто умирают намного раньше, чем их матери, прошедшие войну. Потому что стальной брони нет, а удары обиды разрушают сердце, ослабляют защиту от самых страшных болезней. Часто свои неполадки со здоровьем начинают использовать как неосознанную манипуляцию, а потом трудно не заиграться, и вдруг все оказывается по настоящему плохо. При этом сами они выросли без материнской внимательной нежной заботы, а значит, заботиться о себе не привыкли и не умеют, не лечатся, не умеют себя баловать, да, по большому счету, не считают себя такой уж большой ценностью, особенно если заболели и стали «бесполезны».

Но что-то мы все о женщинах, а где же мужчины? Где отцы? От кого-то же надо было детей родить?
С этим сложно. Девочка и мальчик, выросшие без отцов, создают семью. Они оба голодны на любовь и заботу. Она оба надеются получить их от партнера. Но единственная модель семьи, известная им – самодостаточная «баба с яйцами», которой, по большому счету, мужик не нужен. То есть классно, если есть, она его любит и все такое. Но по-настоящему он ни к чему, не пришей кобыле хвост, розочка на торте. «Посиди, дорогой, в сторонке, футбол посмотри, а то мешаешь полы мыть. Не играй с ребенком, ты его разгуливаешь, потом не уснет. Не трогай, ты все испортишь. Отойди, я сама» И все в таком духе. А мальчики-то тоже мамами выращены. Слушаться привыкли. Психоаналитики бы отметили еще, что с отцом за маму не конкурировали и потому мужчинами себя не почувствовали. Ну, и чисто физически в том же доме нередко присутствовала мать жены или мужа, а то и обе. А куда деваться? Поди тут побудь мужчиной…
Некоторые мужчины находили выход, становясь «второй мамой». А то и единственной, потому что сама мама-то, как мы помним, «с яйцами» и железом погромыхивает. В самом хорошем варианте получалось что-то вроде папы дяди Федора: мягкий, заботливый, чуткий, все разрешающий. В промежуточном – трудоголик, который просто сбегал на работу от всего от этого. В плохом --- алкоголик. Потому что мужчине, который даром не нужен своей женщине, который все время слышит только «отойди, не мешай», а через запятую «что ты за отец, ты совершенно не занимаешься детьми» (читай «не занимаешься так, как Я считаю нужным»), остается или поменять женщину – а на кого, если все вокруг примерно такие? – или уйти в забытье.
С другой стороны, сам мужчина не имеет никакой внятной модели ответственного отцовства. На их глазах или в рассказах старших множество отцов просто встали однажды утром и ушли – и больше не вернулись. Вот так вот просто. И ничего, нормально. Поэтому многие мужчины считали совершенно естественным, что, уходя из семьи, они переставали иметь к ней отношение, не общались с детьми, не помогали. Искренне считали, что ничего не должны «этой истеричке», которая осталась с их ребенком, и на каком-то глубинном уровне, может, были и правы, потому что нередко женщины просто юзали их, как осеменителей, и дети были им нужнее, чем мужики. Так что еще вопрос, кто кому должен. Обида, которую чувствовал мужчина, позволяла легко договориться с совестью и забить, а если этого не хватало, так вот ведь водка всюду продается.

Ох, эти разводы семидесятых -- болезненные, жестокие, с запретом видеться с детьми, с разрывом всех отношений, с оскорблениями и обвинениями. Мучительное разочарование двух недолюбленных детей, которые так хотели любви и счастья, столько надежд возлагали друг на друга, а он/она – обманул/а, все не так, сволочь, сука, мразь… Они не умели налаживать в семье круговорот любви, каждый был голоден и хотел получать, или хотел только отдавать, но за это – власти. Они страшно боялись одиночества, но именно к нему шли, просто потому, что, кроме одиночества никогда ничего не видели.
В результате – обиды, душевные раны, еще больше разрушенное здоровье, женщины еще больше зацикливаются на детях, мужчины еще больше пьют.

У мужчин на все это накладывалась идентификация с погибшими и исчезнувшими отцами. Потому что мальчику надо, жизненно необходимо походить на отца. А что делать, если единственное, что о нем известно – что он погиб? Был очень смелым, дрался с врагами – и погиб? Или того хуже – известно только, что умер? И о нем в доме не говорят, потому что он пропал без вести, или был репрессирован? Сгинул – вот и вся информация? Что остается молодому парню, кроме суицидального поведения? Выпивка, драки, сигареты по три пачки в день, гонки на мотоциклах, работа до инфаркта. Мой отец был в молодости монтажник-высотник. Любимая фишка была – работать на высоте без страховки. Ну, и все остальное тоже, выпивка, курение, язва. Развод, конечно, и не один. В 50 лет инфаркт и смерть. Его отец пропал без вести, ушел на фронт еще до рождения сына. Неизвестно ничего, кроме имени, ни одной фотографии, ничего.

Вот в таком примерно антураже растут детки, третье уже поколение.
В моем классе больше, чем у половины детей родители были в разводе, а из тех, кто жил вместе, может быть, только в двух или трех семьях было похоже на супружеское счастье. Помню, как моя институтская подруга рассказывала, что ее родители в обнимку смотрят телевизор и целуются при этом. Ей было 18, родили ее рано, то есть родителям было 36-37. Мы все были изумлены. Ненормальные, что ли? Так не бывает!
Естественно, соответствующий набор слоганов: «Все мужики – сволочи», «Все бабы – суки», «Хорошее дело браком не назовут». А что, жизнь подтверждала. Куда ни глянь…

Но случилось и хорошее. В конце 60-х матери получили возможность сидеть с детьми до года. Они больше не считались при этом тунеядками. Вот кому бы памятник поставить, так автору этого нововведения. Не знаю только, кто он. Конечно, в год все равно приходилось отдавать, и это травмировало, но это уже несопоставимо, и об этой травме в следующий раз. А так-то дети счастливо миновали самую страшную угрозу депривации, самую калечащую – до года. Ну, и обычно народ крутился еще потом, то мама отпуск возьмет, то бабушки по очереди, еще выигрывали чуток. Такая вот игра постоянная была – семья против «подступающей ночи», против «Страшной бабы», против железной пятки Родины-матери. Такие кошки-мышки.

А еще случилось хорошее – отдельно жилье стало появляться. Хрущобы пресловутые. Тоже поставим когда-нибудь памятник этим хлипким бетонным стеночкам, которые огромную роль выполнили – прикрыли наконец семью от всевидящего ока государства и общества. Хоть и слышно было все сквозь них, а все ж какая-никакая – автономия. Граница. Защита. Берлога. Шанс на восстановление.

Третье поколение начинает свою взрослую жизнь со своим набором травм, но и со своим довольно большим ресурсом. Нас любили. Пусть не так, как велят психологи, но искренне и много. У нас были отцы. Пусть пьющие и/или «подкаблучники» и/или «бросившие мать козлы» в большинстве, но у них было имя, лицо и они нас тоже по своему любили. Наши родители не были жестоки. У нас был дом, родные стены.
Не у все все одинаково, конечно, были семье более и менее счастливые и благополучные.
Но в общем и целом.

Короче, с нас причитается.
***
Итак, третье поколение. Не буду здесь жестко привязываться к годам рождения, потому что кого-то родили в 18, кого-то – в 34, чем дальше, тем больше размываются отчетливые «берега» потока. Здесь важна передача сценария, а возраст может быть от 50 до 30. Короче, внуки военного поколения, дети детей войны.

«С нас причитается» -- это, в общем, девиз третьего поколения. Поколения детей, вынужденно ставших родителями собственных родителей. В психологи такое называется «парентификация».
А что было делать? Недолюбленные дети войны распространяли вокруг столь мощные флюиды беспомощности, что не откликнуться было невозможно. Поэтому дети третьего поколения были не о годам самостоятельны и чувствовали постоянную ответственность за родителей. Детство с ключом на шее, с первого класса самостоятельно в школу – в музыкалку – в магазин, если через пустырь или гаражи – тоже ничего. Уроки сами, суп разогреть сами, мы умеем. Главное, чтобы мама не расстраивалась. Очень показательны воспоминания о детстве: «Я ничего у родителей не просила, всегда понимала, что денег мало, старалась как-то зашить, обойтись», «Я один раз очень сильно ударился головой в школе, было плохо, тошнило, но маме не сказал – боялся расстроить. Видимо, было сотрясение, и последствия есть до сих пор», «Ко мне сосед приставал, лапать пытался, то свое хозяйство показывал. Но я маме не говорила, боялась, что ей плохо с сердцем станет», «Я очень по отцу тосковал, даже плакал потихоньку. Но маме говорил, что мне хорошо и он мне совсем не нужен. Она очень зилась на него после развода». У Дины Рубинной есть такой рассказ пронзительный «Терновник». Классика: разведенная мама, шестилетний сын, самоотверженно изображающий равнодушие к отцу, которого страстно любит. Вдвоем с мамой, свернувшись калачиком, в своей маленькой берлоге против чужого зимнего мира. И это все вполне благополучные семьи, бывало и так, что дети искали пьяных отцов по канавам и на себе притаскивали домой, а мамочку из петли вытаскивали собственными руками или таблетки от нее прятали. Лет эдак в восемь.
А еще разводы, как мы помним, или жизнь в стиле кошка с собакой» (ради детей, конечно). И дети-посредники, миротворцы, которые душу готовы продать, чтобы помирить родителей, чтобы склеить снова семейное хрупкое благополучие. Не жаловаться, не обострять, не отсвечивать, а то папа рассердится, а мама заплачет, и скажет, что «лучше бы ей сдохнуть, чем так жить», а это очень страшно. Научиться предвидеть, сглаживать углы, разряжать обстановку. Быть всегда бдительным, присматривать за семьей. Ибо больше некому.

Символом поколения можно считать мальчика дядю Федора из смешного мультика. Смешной-то смешной, да не очень. Мальчик-то из всей семьи самый взрослый. А он еще и в школу не ходит, значит, семи нет. Уехал в деревню, живет там сам, но о родителях волнуется. Они только в обморок падают, капли сердечные пьют и руками беспомощно разводят.
Или помните мальчика Рому из фильма«Вам и не снилось»? Ему 16, и он единственный взрослый из всех героев фильма. Его родители – типичные «дети войны», родители девочки – «вечные подростки», учительница, бабушка… Этих утешить, тут поддержать, тех помирить, там помочь, здесь слезы вытереть. И все это на фоне причитаний взрослых, мол, рано еще для любви. Ага, а их всех нянчить – в самый раз.

Так все детство. А когда настала пора вырасти и оставить дом – муки невозможной сепарации, и вина, вина, вина, пополам со злостью, и выбор очень веселый: отделись – и это убьет мамочку, или останься и умри как личность сам.
Впрочем, если ты останешься, тебе все время будут говорить, что нужно устраивать собственную жизнь, и что ты все делаешь не так, нехорошо и неправильно, иначе уже давно была бы своя семья. При появлении любого кандидата он, естественно, оказывался бы никуда не годным, и против него начиналась бы долгая подспудная война до победного конца. Про это все столько есть фильмов и книг, что даже перечислять не буду.

Интересно, что при все при этом и сами они, и их родители воспринимали свое детство как вполне хорошее. В самом деле: дети любимые, родители живы, жизнь вполне благополучная. Впервые за долгие годы – счастливое детство без голода, эпидемий, войны и всего такого.
Ну, почти счастливое. Потому что еще были детский сад, часто с пятидневкой, и школа, и лагеря и прочие прелести советского детства, которые были кому в масть, а кому и не очень. И насилия там было немало, и унижений, а родители-то беспомощные, защитить не могли. Или даже на самом деле могли бы, но дети к ним не обращались, берегли. Я вот ни разу маме не рассказывала, что детском саду тряпкой по морде бьют и перловку через рвотные спазмы в рот пихают. Хотя теперь, задним числом, понимаю, что она бы, пожалуй, этот сад разнесла бы по камешку. Но тогда мне казалось – нельзя.

Это вечная проблема – ребенок некритичен, он не может здраво оценить реальное положение дел. Он все всегда принимает на свой счет и сильно преувеличивает. И всегда готов принести себя в жертву. Так же, как дети войны приняли обычные усталость и горе за нелюбовь, так же их дети принимали некоторую невзрослость пап и мам за полную уязвимость и беспомощность. Хотя не было этого в большинстве случаев, и вполне могли родители за детей постоять, и не рассыпались бы, не умерили от сердечного приступа. И соседа бы укоротили, и няньку, и купили бы что надо, и разрешили с папой видеться. Но – дети боялись. Преувеличивали, перестраховывались. Иногда потом, когда все раскрывалось, родители в ужасе спрашивали: «Ну, почему ты мне сказал? Да я бы, конечно…» Нет ответа. Потому что – нельзя. Так чувствовалось, и все.

Третье поколение стало поколением тревоги, вины, гиперотвественности. У всего этого были свои плюсы, именно эти люди сейчас успешны в самых разных областях, именно они умеют договариваться и учитывать разные точки зрения. Предвидеть, быть бдительными, принимать решения самостоятельно, не ждать помощи извне – сильные стороны. Беречь, заботиться, опекать.
Но есть у гиперотвественности, как у всякого «гипер» и другая сторона. Если внутреннему ребенку военных детей не хватало любви и безопасности, то внутреннему ребенку «поколения дяди Федора» не хватало детскости, беззаботности. А внутренний ребенок – он свое возьмет по-любому, он такой. Ну и берет. Именно у людей этого поколения часто наблюдается такая штука, как «агрессивно-пассивное поведение». Это значит, что в ситуации «надо, но не хочется» человек не протестует открыто: «не хочу и не буду!», но и не смиряется «ну, надо, так надо». Он всякими разными, порой весьма изобретательными способами, устраивает саботаж. Забывает, откладывает на потом, не успевает, обещает и не делает, опаздывает везде и всюду и т. п. Ох, начальники от этого воют прямо: ну, такой хороший специалист, профи, умница, талант, но такой неорганизованный…
Часто люди этого поколения отмечают у себя чувство, что они старше окружающих, даже пожилых людей. И при этом сами не ощущают себя «вполне взрослыми», нет «чувства зрелости». Молодость как-то прыжком переходит в пожилой возраст. И обратно, иногда по нескольку раз в день.

Еще заметно сказываются последствия «слияния» с родителями, всего этого «жить жизнью ребенка». Многие вспоминают, что в детстве родители и/или бабушки не терпели закрытых дверей: «Ты что, что-то скрываешь?». А врезать в свою дверь защелку было равносильно «плевку в лицо матери». Ну, о том, что нормально проверить карманы, стол, портфель и прочитать личный дневник... Редко какие родители считали это неприемлемым. Про сад и школу вообще молчу, одни туалеты чего стоили, какие нафиг границы… В результате дети, выросший в ситуации постоянного нарушения границ, потом блюдут эти границы сверхревностно. Редко ходят в гости и редко приглашают к себе. Напрягает ночевка в гостях (хотя раньше это было обычным делом). Не знают соседей и не хотят знать – а вдруг те начнут в друзья набиваться? Мучительно переносят любое вынужденное соседство (например, в купе, в номере гостиницы), потому что не знают, не умеют ставить границы легко и естественно, получая при этом удовольствие от общения, и ставят «противотанковые ежи» на дальних подступах.

А что с семьей? Большинство и сейчас еще в сложных отношения со своими родителями (или их памятью), у многих не получилось с прочным браком, или получилось не с первой попытки, а только после отделения (внутреннего) от родителей.
Конечно, полученные и усвоенный в детстве установки про то, что мужики только и ждут, чтобы «поматросить и бросить», а бабы только и стремятся, что «подмять под себя», счастью в личной жизни не способствуют. Но появилась способность «выяснять отношения», слышать друг друга, договариваться. Разводы стали чаще, поскольку перестали восприниматься как катастрофа и крушение всей жизни, но они обычно менее кровавые, все чаще разведенные супруги могут потом вполне конструктивно общаться и вместе заниматься детьми.

Часто первый ребенок появлялся в быстротечном «осеменительском» браке, воспроизводилась родительская модель. Потом ребенок отдавался полностью или частично бабушке в виде «откупа», а мама получала шанс таки отделиться и начать жить своей жизнью. Кроме идеи утешить бабушку, здесь еще играет роль многократно слышанное в детстве «я на тебя жизнь положила». То есть люди выросли с установкой, что растить ребенка, даже одного – это нечто нереально сложное и героическое. Часто приходится слышать воспоминания, как тяжело было с первенцем. Даже у тех, кто родил уже в эпоху памперсов, питания в баночках, стиральных машин-автоматов и прочих прибамбасов. Не говоря уже о центральном отоплении, горячей воде и прочих благах цивилизации. «Я первое лето провела с ребенком на даче, муж приезжал только на выходные. Как же было тяжело! Я просто плакала от усталости» Дача с удобствами, ни кур, ни коровы, ни огорода, ребенок вполне здоровый, муж на машине привозит продукты и памперсы. Но как же тяжело!
А как же не тяжело, если известны заранее условия задачи: «жизнь положить, ночей не спать, здоровье угробить». Тут уж хочешь - не хочешь… Эта установка заставляет ребенка бояться и избегать. В результате мама, даже сидя с ребенком, почти с ним не общается и он откровенно тоскует. Нанимаются няни, они меняются, когда ребенок начинает к ним привязываться – ревность! – и вот уже мы получаем новый круг – депривированого, недолюбленного ребенка, чем-то очень похожего на того, военного, только войны никакой нет. Призовой забег. Посмотрите на детей в каком-нибудь дорогом пансионе полного содержания. Тики, энурез, вспышки агрессии, истерики, манипуляции. Детдом, только с английским и теннисом. А у кого нет денег на пансион, тех на детской площадке в спальном районе можно увидеть. «Куда полез, идиот, сейчас получишь, я потом стирать должна, да?» Ну, и так далее, «сил моих на тебя нет, глаза б мои тебя не видели», с неподдельной ненавистью в голосе. Почему ненависть? Так он же палач! Он же пришел, чтобы забрать жизнь, здоровье, молодость, так сама мама сказала!

Другой вариант сценария разворачивает, когда берет верх еще одна коварная установка гиперотвественных: все должно быть ПРАВИЛЬНО! Наилучшим образом! И это – отдельная песня. Рано освоившие родительскую роль «дяди Федоры» часто бывают помешаны на сознательном родительстве. Господи, если они осилили в свое время родительскую роль по отношению к собственным папе с мамой, неужели своих детей не смогут воспитать по высшему разряду? Сбалансированное питание, гимнастика для грудничков, развивающие занятия с года, английский с трех. Литература для родителей, читаем, думаем, пробуем. Быть последовательными, находить общий язык, не выходить из себя, все объяснять, ЗАНИМАТЬСЯ РЕБЕНКОМ.
И вечная тревога, привычная с детства – а вдруг что не так? А вдруг что-то не учли? а если можно было и лучше? И почему мне не хватает терпения? И что ж я за мать (отец)?
В общем, если поколение детей войны жило в уверенности, что они – прекрасные родители, каких поискать, и у их детей счастливое детство, то поколение гиперотвественных почти поголовно поражено «родительским неврозом». Они (мы) уверены, что они чего-то не учли, не доделали, мало «занимались ребенком (еще и работать посмели, и карьеру строить, матери-ехидны), они (мы) тотально не уверенны в себе как в родителях, всегда недовольны школой, врачами, обществом, всегда хотят для своих детей больше и лучше.
Несколько дней назад мне звонила знакомая – из Канады! – с тревожным вопросом: дочка в 4 года не читает, что делать? Эти тревожные глаза мам при встрече с учительницей – у моего не получаются столбики! «А-а-а, мы все умрем!», как любит говорить мой сын, представитель следующего, пофигистичного, поколения. И он еще не самый яркий, так как его спасла непроходимая лень родителей и то, что мне попалась в свое время книжка Никитиных, где говорилось прямым текстом: мамашки, не парьтесь, делайте как вам приятно и удобно и все с дитем будет хорошо. Там еще много всякого говорилось, что надо в специальные кубики играть и всяко развивать, но это я благополучно пропустила :) Оно само развилось до вполне приличных масштабов.

К сожалению, у многих с ленью оказалось слабовато. И родительствовали они со страшной силой и по полной программе. Результат невеселый, сейчас вал обращений с текстом «Он ничего не хочет. Лежит на диване, не работает и не учится. Сидит, уставившись в компьютер. Ни за что не желает отвечать. На все попытки поговорить огрызается.». А чего ему хотеть, если за него уже все отхотели? За что ему отвечать, если рядом родители, которых хлебом не корми – дай поотвечать за кого-нибудь? Хорошо, если просто лежит на диване, а не наркотики принимает. Не покормить недельку, так, может, встанет. Если уже принимает – все хуже.
Но это поколение еще только входит в жизнь, не будем пока на него ярлыки вешать. Жизнь покажет.

Чем дальше, чем больше размываются «берега», множатся, дробятся, причудлво преломляются последствия пережитого. Думаю, к четвертому поколению уже гораздо важнее конкретный семейный контекст, чем глобальная прошлая травма. Но нельзя не видеть, что много из сегодняшнего дня все же растет из прошлого.

+6

5

Soleil написал(а):

хотя бы кому-то понимать откуда "ноги растут"

эх.... мало кто к этому прислушивается... талдычу много лет....

0

6

biggie
как же все по полочкам! Я просто в шоке. Прочитала не отрываясь, хотя обычно такие большие тексты, взятые "откуда-то из инета" не читаю. Эх, выводы бы еще правильные сделать и следовать им...

Отредактировано Cassandra (22-05-2013 22:47:12)

0

7

Cassandra написал(а):

как же все по полочкам!

вот и у меня была такая же реакция, потому что там написано отчасти и про мою семью, ее три поколения, начиная с моей бабушки с ее "стальным" характером

0

8

На эту тему есть неплохие видео, которые стоит всем посмотреть.
Это цикл бесед телеведущего Александра Гордона и семейного психолога Ольги Троицкой в видео-фильме "Долго и счастливо" - всё о мужчине, женщине и семье, отношениях между супругами, детьми и родителями.
Вот адрес.
http://www.evita-family.ru/information/ … tckaya.php

+3

9

Рыбачук Ольга
Огромное спасибо за ссылку
Смотрю сюжет №9, мозг кипит....
Скажите, осознание своей проблемы достаточно, чтобы от нее избавиться?????? Или нужно что-то еще??????

0

10

Недовольство внешностью
Наверное, у многих есть то, что он хотел бы изменить в своей внешности: рост, разрез глаз, форма носа, размер груди… Если эта мысль посещает вас время от времени и быстро забывается – поводов для беспокойства нет. А что делать, если становится навязчивой идеей?
Подобное болезненное отношение к своему внешнему облику в народе называется «синдромом Квазимодо», а по-научному – дисморфофобией. Это расстройство чаще встречается у женщин, и предпосылки обычно закладываются в юношеском возрасте. Именно в этот период к внешности относишься наиболее трепетно, тогда же придумывается некий эталон красоты. Со временем дисморфофобия прогрессирует: нормальное, в общем-то, для подростков недовольство своей внешностью или какими-то ее деталями перерастает в абсолютное неприятие себя.

Люди с дисморфофобией могут часами стоять у зеркала, выискивая все новые недостатки – или же вовсе стараться не смотреть в зеркало. Нарушается и социальная жизнь – они могут избегать близких отношений, чтобы никто не заметил несовершенства их фигуры, а то и вовсе общества других людей. Они отказываются фотографироваться. Часто страдальцы уверены, что все окружающие сосредоточены на их недостатках.

Конечно, дисморфофобия – это уже крайняя форма болезни. Подумайте, у вас не бывает ли такого, что вы свято уверены в том, что в вашем облике есть определенные недостатки, отчего даже портится настроение, когда думаете об этом?

Для начала давайте разберемся – откуда вообще берется неприятие собственной внешности?
Недовольство собой – всегда результат заниженной самооценки. А это качество закладывается в детстве – если родители часто критикуют ребенка, вполне вероятно, что в дальнейшем у него возникнут проблемы с принятием себя. И на этой почве легко возникнут комплексы. Например, в юношестве достаточно одного нетактичного замечания, чтобы появилась мысль о том, что, наверное, что-то действительно не так.

Самооценка – всегда результат сравнения. Если личность не умеет принимать и любить себя, то поводов для расстройства всегда будет достаточно: всегда есть кто-то, кто стройнее, накачаннее, у кого лучше кожа, больше грудь, черты лица более правильные, глаза больше, нос меньше… Но стоит ли сравнивать?

Как бороться с недовольством?
Если человека абсолютно не устраивает собственная внешность, важно понять, что в подавляющем большинстве случаев проблема не в облике, а в голове. Если вы убеждены, что личная жизнь страдает из-за того или иного недостатка внешности, знайте – на самом деле все не так. Ваша личная жизнь страдает из-за того, что вы сами не любите себя и подсознательно стремитесь найти подтверждение своим предположениям о том, что с таким носом/ушами/глазами вы просто не можете жить счастливо. И ведь, действительно, не сможете – пока не примите себя.

Интересно, что внешность других людей мы воспринимаем в комплексе. А собственную разбираем на составные части. Задумайтесь – вот, например, идет девушка. На что мы смотрим? Мы видим ее походку, взгляд, улыбку, а вовсе не глядим на ее глаза/уши/нос по отдельности. И впечатление создается от человека целиком.

А это значит, что стоит научиться создавать соответствующие посылы. Прежде всего следует четко понимать, что нет никаких стандартов и эталонов красоты. И в каждом человеке есть своя изюминка. Что вас не устраивает? Нос картошкой? Но это же не конец света! Полюбите себя любую.

Иногда избавиться от комплексов помогает возможность увидеть себя с другой стороны. Недаром же так популярны телепередачи, где героиням формируют новый образ. Естественно, что героем такой программы удается стать не каждому. Но есть и другие способы – например, студийная съемка с профессиональным фотографом, который поможет вам подобрать новый, неожиданный облик. Увидев себя в непривычном виде, мы сначала не воспринимаем увиденное – кажется, что перед нами совсем незнакомый человек. Но затем приходит понимание – а ведь этот человек красив!)))
Любите себя!

+1


Вы здесь » Форум для мамочек Бреста » Воспитание » Взрослые проблемы родом из детства.