В соседней теме я увидела активное обсуждение трудностей чтения в нач.школе и вспомнила, что как-то тоже бороздила сеть в поисках игр для старшего ребенка: сначала для обучения, а затем и для закрепления навыка чтения. Источниками стали форум Даниловой и текст О.Заиченко. Делюсь раскопками: вдруг какие-то из них окажутся полезны другим мамам.
Чтение: обучение и закрепление навыка через игры и занятия
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться213-11-2014 12:30:20
Dekabrina
Спасибо за темку, писали девочки о программе баба яга учится читать, но нет ее для андроида, может кто знает и подскажет что-то для андроида, чтоб загрузить и тренироваться.
Поделиться313-11-2014 12:34:04
Сначала выложу заметки с описанием игр, которые могут помочь ребенку научиться читать. Следующим постом добавлю игры и занятия для развития навыка у уже читающего ребенка.
Умение слышать звуки речи позволяет избежать многих ошибок. Если ребенок не различает звуки, то это может привести к появлению ошибок при письме. Маленькие дети часто просто не понимают, зачем нужны буквы. Они воспринимают их как отдельные предметы и часто не понимают, как получаются слова. Знают отдельные буквы, но не могут читать. К сожалению это встречается очень часто.
Итак, учимся слышать звуки. Медленно проговорите слово и спросите ребенка, что вы сказали. Спрячьте за спиной игрушку и назовите ее растягивая звуки - ммммаааашшшииииннннаааа, пусть ребенок отгадает, что у вас. Игра магазин. Разложите картинки с разной едой, или игрушки, может быть это будут настоящие продукты или вещи - это будет магазин. Покупатели - мишки, зайчики, собачки, куклы. Купить можно, если назовешь первый звук того, что хочешь купить. Вы тоже берите игрушку и покупайте. Для ребенка главное игра, не выходите из образа, не лишайте удовольствия. Если ребенок не правильно назовет, не исправляйте его, попробуйте научить ту игрушки, которую держит ребенок. Пожалуйста, не забывайте про мягкость звуков. В слове лимон первы звук мягкий. Если ребенок сказал твердо, не спешите исправлять его, назовите это слово с твердого звука, получится очень смешно и понятно, чем отличается твердый от мягкого. Всем известная игра - цепочки слов. первы называет слово, второй - слово, начинающееся на последний звук первого слова. Слова, начинающиеся с одного звука. Опять же, не забывайте про мягкость. Если вы знаете другие игры со звуками, опишите их. После таких игр ребенку гораздо легче понять роль букв. Звуки мы слышим ушами, а буквы изображают звуки и мы их видим глазами. Чем проще это объяснить ребенку, тем больше шансов, что он вас поймет.
Что делать, если вы уже научили ребенка называть буквы - бэ, мэ, лэ... Многие знают, что лучше называть звук. Но бывает и так, учили правильно, а ребенок все равно говорит бэ, а не ббб. Я говорю детям, что у всех есть имена и фамилии. Вот и у букв фамилия БЭ, а имя БББ. Это позволяет не говорить, что мы учили неправильно, надо все забыть и учить заново. Хотелось бы, чтобы родители вспомнили правильное название согласных букв: Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Же, Зэ, Ка, эЛ, эМ, эН, Пэ, эР, эС, Тэ, эФ, Ха, Цэ, Че, Ша, Ща.
"Едем в гости"
Нарисуйте или постройте из кубиков домики. Используйте машинки и буквы. Пусть в домиках живут буквы, а другие едут к ним в гости. Но как же узнать, кто к кому едет. Надо сообщить. Если к букве М едет буква У, то надо ей сообщить - МУ, МУ, МУ. Если к букве О едет буква С, то сообщаем - ОС, ОС, ОС. Подобным образом можно играть в пристани, тогда буквы будут развозить лодочки. Мы так составляли целые слова.
"Украсим слово"
Напишите простым карандашом на листе бумаги короткое слово, например кот. Возьмите разноцветные пуговицы. Слово такое некрасивое, читать его скучно, давай мы его сделаем красивым. Начинайте класть по очереди пуговицы на первую букву и называйте звук - ккк, Когда перейдете ко второй букве, говорите уже ко. Если ребенок захочет украшать буквы не попорядку, мягко остановите его, объясните, что буквы в словах надо читать слева направо и мы будет делать так же. Вот дошли до последней буквы - т. Говорите с паузой КООО Т. Большинство детей узнают слово только к середине последней, так что будьте терпеливы.
"Окошечки"
Эту игрушки можно сделать из картона или обрезков линолиума. В прямоугольнике 20Х30 сделайте прорези так, чтобы можно было вставить полоски шириной 4 см. На полосках напишите: на одной согласные буквы, на другой гласные. Гласные я написала красным цветом в таком порядке: А Я О Ё У Ю Ы И Э Е. Вставьте полоски так, чтобы видно было только одну букву. Установите согласную и протягивайте гласные, пропевайте - ба бя бо бё бу бю бы би бэ бе. Если сделаете 3 - полоски, можно будет составлять слова.
"Буква бегает"
Хорошо использовать магнитные буквы. Возьмите гласные А О У и прикрепите их к доске или холодильнику в столбик. Согласную букву быстро приставьте к гласным сверху вниз и пропойте. Ребенок выбирает свою букву, помогайте ему пропеть. Постепенно добавляйте остальные гласные. Сделайте два столбика гласных А Я О Ё У Ю Ы И Э Е Теперь можно взять две гласные буквы и ставить их так, чтобы гласная была всередине могут получаться слова: мал мял мол мёл мыл мил мэл мел. В этой игре я взяла расположение гласных как в первоначальном варианте таблицы Зайцева, вы же берите как вам нравится.
"Рыбак"
Эта игра очень нравится детям в самых разных вариантах и если вы попробуете придумать что-нибудь свое, пожалуйста поделитесь. Нужны магнитные буквы. Возьмите веточки или палочки длиной около 50 см, привяжите к концу веревку или толстую нитку, привяжите маленький магнитик или гвоздь, можно несколько скрепок. Получится удочка. Теперь разложите буквы на полу магнитом вверх. С помощью удочки надо достать буквы. Можно крупно написать слова и доставать буквы только те, которые есть в слове. Можно просто доставать буквы и их них складывать смешные слова.
Игры со словами для самых маленьких
Эти игры похожи на методику Домана, но есть и отличие. У Домана ребенок пассивно воспринимает (или не воспринимает), а в этих играх ребенок активный участник.
"Наряди елку". Нарисуйте на весь лист бумаги елку. Из цветного картона вырежьте кружочки разного цвета и размера. На обратной стороне напишите слова: шар (на 6-8 кружках), торт, кекс, мёд и др. Разложите кружочки словами вверх, возьмите один круг со словом шар и показав его ребенку попросите найти такие же. Если это шар - его на елку, если нет - на стол, как угощение.
"Накорми зверей". На карточках напишите разные кушанья для зверей: сосиска, морковка, гриб, мёд, косточка, зёрна, молоко... Играть можно с игрушками. Устройте бесплатную столовую для зверей. Надо помочь им найти то, что они едят. Помогайте ребенку медленно проговаривая слова, спросите, какой первый звук они слышат.
"Стройка". На карточках написано: кирпичи, окна, двери, крыша, обои, батареи... В общем все, что надо для постройки дома. Все это лежит на складе. Машины везут на стройку необходимое.
"Готовим салат (суп, щи, пицу...)" Салат можно приготовить разный, но дети чаще любят из фруктов, в этом случае напишите: банан, персик, абрикос, ананас, яблоко, груша, слива, картофель, свёкла, морковь... Возьмите тарелку и находите по очереди то, что хотите положить в салат. Посмотриете, что осталось - овощи.
Одна мама придумала подобную игру - "Клумба". Из зеленого картона - круг. Из цветных кружков - цветы. На обороте напишите названия цветов. Я добавила еще: каша, хлеб, суп. Перевернутые словом вверх - пакеты с семенами. Надо найти только цветы и посадить их на клумбу. Почти все мои дети захотели посадить и кашу с хлебом - полюбоваться на цветы и заодно перекусить.
Подобных игр можно придумать бесконечно много: сад и огород; море, в котором плавают рыбы; в небе-птицы. Попробуйте делать вместе с ребенком, а потом играть.
Эта игра или способ поможет ребенку сливать склады. Именно склады, а не буквы. Я использую этот прием, если дети читают склады отдельно, делают паузу, вдох: ма ма, па па. Это чтение называют еще рубленым. Если ребенок читает так, ему очень трудно читать быстро. Я беру обычную резинку и растягиваю ее. Потом отпускаю. После этого можно перейти к чтению например по таблице Зайцева. Показываем склад указкой и при переходе к другому просим ребенка как бы растягивая резинку тянуть. Если он сделает вдох, даже самый маленький, указка резко, как резинка, возвращается к первому складу. Можно резинкой соединить кубики и растягивая ее тянуть гласную. Я подумала, что можно сделать карточки со складами и резинку к ним приделать. Подумайте, может что нибудь придумаете сами. Пожалуйста, поделитесь, что у вас получится. В букваре Ильина есть много интересных упражнений. Мне нравится со словами из трех букв. На карточках напишите слова. Разложите перед ребенком и сами прочитайте несколько раз. Потом перемешайте и спросите, где находится то или иное слово.
Напишите названия мебели и вместе с ребенком развесьте. Спросите, что можно еще подписать. Мы устраивали выставки. На листе ватмана приклеивали разные репродукции и крупно подписывали их. Вот возможные темы: породы собак, марки машин, транспорт, спорт, цветы, кошки. Много делали выставок по живописи: портрет, различные периоды, по авторам. Подписи делали с именем автора, названием картины, датой жизни. Напишите на листе ватмана маркером четверостишие или поговорки. Повесьте так, чтобы видно было ребенку. Читайте сами столько раз, сколько просит ребенок. Вот одна из самых любимых игр практически всех детей: Записки. Первый раз напишите буквально по одному слову на двух записках. Например: сумка, карман. В кармане спрячте что-нибудь вроде чупа-чупса или то, что можно дать вашему ребенку, но не очень большое. Помогайте прочитать, но не читайте вместо ребенка. В другой раз напишите побольше, но очень постепенно. Мы доходим до таких текстов: Встань спиной к двери, сделай 5 шагов, наклонись и посмотри под стулом. И колличество записок может доходить до 10-15 штук. Когда ребенок прочитывает их все и мы расскладываем их все вместе, то это может выйти не одна страница букваря. Если ребенок уже читает хорошо, то можно усложнить. Например пропускаем некоторые буквы и ставим вместо них точку. Еще сложнее: надо решить примеры, результат подскажет порядковый номер буквы в алфавите. Даже дети начальной школы очень любят играть в такую игру. А мой готов и сейчас играть. Можно ведь ее использовать и для изучения иностанных языков.
Для помощи при чтении я использую следующий прием. Под словом я дугой выделяю склады. Я уже прочитала в других темах, где объясняют разницу между складом и слогом, но может не все читали. Склад это единое мускульное усилие: один гласный или согласный и следующий за ним гласный, а слог может быть любым. В слове склад 4 склада и только один слог. Слог детям не понятен, а если выделять склады, это понятно и очень облегчает чтение. Много трудностей возникает с ударением. Помочь может следующая игра: звери решили устроить поход в лес. Все разбрелись, но пора и перекусить. Надо собрать всех. В лесу плохо слышно. Предложите ребенку покричать: мииишка, заааайчик. Выделяйте ударный гласный. Если ребенок кричит так: мииишкааа, то есть выделяя обе гласные, мягко поправьте его, сказав, что мишка может не понять, кого зовут.
Отредактировано Dekabrina (13-11-2014 22:32:59)
Поделиться413-11-2014 12:38:03
Следующий блок игр-занятий подойдет для ребенка, который уже читает, и мы хотим помочь ему улучшить и закрепить этот навык.
"Вот Ваш ребенок (или ученик) зачитал! Он прочитывает уже не только «мама», «папа», «муха», «лев»… Он справляется даже со словом «жеребенок», правда неожиданно может застрять в слове «сосна». Что дальше? Большинство родителей и педагогов сразу предлагают ребенку простой текст. В ответ ребенок демонстрирует разнообразные негативные реакции: от невыразительного чтения без малейшего понимания смысла до отказа от чтения вообще. Конечно, есть дети, которым великолепная память, языковое чутье и богатый словарный запас позволяют легко взять эту ступень, но есть и другие. Мой опыт показывает, что соотношение этих двух групп примерно 1:5.
То есть пятерым из шести детей необходима помощь при переходе от чтения слов к чтению текстов. Речь пойдет далее о применении методики Зайцева, которая позволяет провести детей через этот барьер играючи (в прямом и переносном смысле).
Хочу напомнить один важный тезис: «Письмо идет всегда впереди чтения». Имеются ввиду не каракули ручкой в тетради, а процесс превращения слышимого в видимое. Например, письмо кубиками или указкой по таблице полезно для здоровья ( прямая спина, много необходимого ребенку движения и хорошее расстояние до рассматриваемых объектов) и стимулирует процесс образования новых нейронных связей в мозгу.
Итак, из того, что письмо всегда идет впереди чтения в ходе освоения ребенком грамоты, следует: если мы хотим, чтобы ребенок начал прочитывать слова, надо писать с ним много слов, если хотим, чтобы зачитал предложениями – пишем предложения.
Чем чтение слов отличается от чтения предложений?
Во-первых, в предложении слова относятся к разным частям речи, а до того ребенок имел дело только с существительными. Для ребенка слово – это название предмета, он не замечает других частей речи, как не замечает воздуха, которым дышит. (На это обратил внимание еще Шалва Амонашвили, известный педагог-новатор, занимаясь с первоклассниками). Придется «проявить», сделать заметными для ребенка прилагательные, глаголы, предлоги, союзы.
Во-вторых, в предложении слова находятся в грамматической связи, а до этого ребенок имел дело только с основной формой (именительный падеж, единственное число).
В-третьих, до сих пор ребенку предлагали одно слово и, поэтому, не возникало вопроса о том, где оно начинается и где заканчивается. А при чтении и написании предложений надо помнить о пробелах, да еще решать вопрос «Предлог или приставка? Вместе или раздельно?»
Дополнительные трудности при чтении текста вызывает и узнавание слов, которые пишутся не так, как слышатся.
А незнакомые слова?
Когда я работала только с дошкольниками, я еще могла сомневаться, нужна ли вся эта работа «переходного» периода, которая описана ниже. Опыт работы с отстающими младшекласниками убедил меня окончательно – НУЖНА! Без совершенных навыков чтения, без привычки уточнять смысл новых слов, ни задачу не прочитать, ни рассказ, ни стихотворение не выучить «с выражением».
«Но мы же как-то выросли и выучились?» - говорят родители. Увы! Мы создали для своих детей такое окружение, в котором им очень трудно расти здоровыми и умными. Начиная от экологии и состояния здоровья будущих мам и заканчивая агрессивным телевидением и малоподвижным образом жизни детишек. А ведь беготня во дворе здорово способствовала созреванию мозга. Придется удвоить усилия, чтобы компенсировать детям эти потери.
Эта статья задумывалась как пособие для педагогов, работающих по кубикам Зайцева, но последнее время все чаще родители спрашивают, как они могли бы заниматься с детьми.
Как родители могут помочь ребенку научиться хорошо читать и понимать прочитанное?
Обычай читать ребенку «на ночь» замечателен со всех точек зрения. Все его плюсы трудно пересчитать. Прежде всего это внимание, которое мы уделяем ребенку, любовь, которую мы выражаем в понятной для него форме. Что именно читать – это очень важно. Выбирая определенный сюжет, мы можем помочь ребенку в решении его психологических проблем, воспитать в нем те качества, которые считаем нужными и важными.
У детей долгое время (лет до 10-11) существует «разрыв» между навыками чтения и интересами. Детям интересны такие книги, которые им трудно прочитать самим, а те, которые читать легко – они уже переросли. Чтение может и должно прерываться живым обсуждением самых разных вопросов – от смысла непонятных слов и выражений до причин поведения героя (тут возможно проводить параллели с ситуациями из реальной жизни).
А еще можно играть с ребенком в игры, которые разовьют его языковое чутье и обогатят словарный запас. Много времени на это не нужно. Наоборот, эти игры скрасят долгую дорогу или ожидание в поликлинике.
Всем известна игра «в слова» (дети постарше и взрослые играют по этим же правилам «в города»): «Арбуз – зубр – рисунок – кот – топор…». Развивает фонематический слух, позволяет обсудить правило о согласной в слабой позиции (почему говорим «арбус», а пишем «арбуз»).
Хорошая слуховая память очень помогает в учебе. Для ее развития существует замечательная игра «Кузовок». Первый играющий говорит «Мы положим в кузовок все, что кончается на «ок», я положу туда носок…», следующий должен назвать все, что «положили в кузовок» до него и прибавить свое: «Я вижу в кузовке носок, я положу туда пирожок». Кто первый собьется и запутается – тот проиграл.
Во многие из описанных ниже грамматических игр с мячом, можно играть как с мячом на даче или в квартире, так и просто устно, на ходу. А в некоторые игры с кубиками Зайцева, можно играть и без кубиков, только с бумагой и карандашом. Было бы желание.
А теперь играем и продвигаемся от чтения слов к чтению текста.
Проблема первая: пишется и слышится.
Русский язык сложен и в нем часто мы произносим одно, а пишем другое. С этой особенностью надо знакомить детей с самого начала. Уже при первых подходах к таблице, водя вместе с крохой указкой по складам, проговариваем: «Говорим «матацыкал», а пишем так «мо-то-ци-к-л», слово нерусское, надо запомнить». Или: «Говорим «сава», а пишем «со-ва», потому что «сОвушка», «сОвы»». Иногда дети, усвоив, что возможен подвох, начинают «дуть на воду»: «Говорим «а-р-бу-з», а пишем «о-…»». Ничего страшного, просто продолжаем работать, объясняя, где безударная гласная (которую можно проверить), где словарное слово (которое надо запомнить), где суффикс. Не стоит углубляться, теоретические объяснения должны быть очень краткими, для детей на этом этапе важнее много самим писать, но для въедливых (исследователей!) есть грамматические таблицы Зайцева.
Когда ребенок пишет кубиками, не стоит спешить и исправлять ошибки. Пусть напишет так, как слышит, потом мы вместе выставим ударение, а теперь обсудим, почему слово надо писать иначе, почему трудно расслышать, как его писать правильно. После такой работы ребенку становится легче узнавать в тексте слова, которые пишутся не так, как звучат. Кроме того, написание разных слов и обсуждение их смысла расширяет словарный запас ребенка, все больше слов становятся ему «знакомы в лицо».
Проблема вторая: границы слова.
«Спрятанное слово». В эту игру можно играть даже тогда, когда дети только учатся писать слова. Ребенок пишет слово кубиками, мы вместе его прочитываем, а потом я его «прячу» (включаю слово в ряд с другими складами , например, здесь спрятано имя :« БА-мя-МА-ША-Д-ля-КУ»). Ребенок находит слово и убирает с полки все лишние кубики.
«Склеенные слова»: дети пишут кубиками несколько (3-6) слов. Я прошу их отвернуться от полки и сдвигаю слова без пробелов («ле-В-ЖИ-РА-Ф-пе-ТУ-Х»). «Какой ужас! Все склеилось! Кто сможет навести порядок?» Вооружившись линейками-«ножами», дети наводят порядок. Не сразу это получается, бывает, появляются загадочные звери «ле-В-ЖИ», «РА-Ф-пе» и «ТУ-Х». И это хорошо, смешные ситуации приятно и легко вспоминать, поэтому учиться надо смеясь!
«Разрезалки». У этой игры сразу две полезные функции. Во-первых, понятие «границ слова» выступает очень наглядно, во-вторых, дети тренируют точные движения рук. К сожалению, часто встречаются интеллектуально развитые дети с «ручками-крючками» - ни шнурок завязать, ни пуговицу застегнуть.
Для этой игры заготавливаются листы со словами, написанными без пробелов (от простых «совакотлиса» до более сложных «ноябрьромбпонедельникмай»). Дети прочитывают слова и вырезают их ножницами. После того как все слова вырезаны, можно дать и логическое задание: разложить слова по группам и дать каждой группе название («птицы», «звери», «дни недели» и т.п.)
Проблема третья: грамматическая структура речи.
Осваивать грамматическую структуру языка начинаем с первых же занятий. К играм разминкам с мячом («Съедобное - несъедобное», «Летает – не летает», «Скажи наоборот») скоро присоединяются и такие игры:
Учитель: «Из яблок сок какой получится?» (бросает мяч)
Ученик (возвращает мяч): «Яблочный!».
Такие игры обращают внимание детей на то, как изменяются слова, как образуются новые.
Перебрасываясь мячом в ходе словарной игры, дети тренируют координацию движений, стимулируют мозговую активность, лучше сосредотачиваются.
Вот возможные игры с мячом (можно придумать и другие):
« Один и много»: « Медведь – медведи, нос – носы, ухо - …». Если ребенку трудно назвать слово во множественном числе, может помочь включение слова в предложение: «В лесу живут … медведи», «У нас у всех есть … носы».
«Сок и варенье»: « Из клубники какое варенье получится? – Клубничное!»
«Уши и хвосты»: «У лисы хвост какой? – Лисий!» «У зайца уши какие? – Заячьи!»
«Дети и родители»: «У кошки есть ребенок, зовется он… котенок!» «А цыпленок чей ребенок? – Курицы и петуха!»
«Что из чего сделано»: «Если корона из золота, то она… золотая!»
«Он – она – оно» (по сути дела дети, играя, определяют род существительного): « Корова – она, дом – он, окно – оно!» Учитель называет слово, а ребенок указывает – это «он», «она» или «оно». Когда эта игра освоена, можно дать игру посложнее: «Придумай такое слово, чтобы это было «оно»…» и напиши его кубиками.
«Какой? – Какая? – Какие?». « Я назову существо или вещь, а вы придумайте, какая она. Вот конь какой может быть?» Эта игра активизирует запас прилагательных. Дети начинают понимать, что книга может быть не только «красной», «зеленой» (обычно сначала идут в ход все цвета радуги), но и тонкой, толстой, новой, старой, древней, скучной, интересной, трудной, детской, взрослой, научной и т.п.
Такая же игра есть и для глаголов: « Я назову существо, а вы придумайте, что оно может делать. Мышь … бежит, дышит, крадется, ест, спит, шуршит, танцует (есть ведь танцующие японские мышки)».
А еще бывает сравнительная степень: « Этот богат, а тот еще … богаче, этот храбрый, а тот еще … храбрее, этот хороший, а тот еще… нет, не хорошЕе, а лучше!».
Не забывайте только бросать и ловить мяч!
Теперь дети готовы писать предложения (еще не читать, а только писать!). Одному ребенку поручено придумать и сложить из кубиков такое слово, чтобы отвечало на вопрос «Кто?» или «Что?», другому – «Какой? Какая? Какое?», третьему – «Что делает?».
Слова свои они складывают, заслоняя от других игроков листком бумаги (помните такую игру – «Ерунда»? Там на листке каждый пишет слово и листок заворачивает, чтобы другой игрок не увидал, а потом все читают и смеются). И вот готова «нескладушка»: «Рыба голодный спит». Но хорошо ли звучит «рыба голодный»? Нет, ведь «рыба» - она, она голоднАЯ! Исправляем. Вот «Рыба голодная спит» - это понятно, бедная рыба, не нашла себе еды и уснула так. Обязательно скажем, что начинается предложение с большой буквы – поставим белый кубик нужной гранью, а заканчивается точкой (еще один белый кубик).
Пока дети учатся писать предложения, они могут совершенствовать свое умение читать слова. Только надо, что бы им это было интересно. Не просто так читать, а сортировать и подбирать пары. У меня для этого заготовлено множество конвертов-лото. Самые простые - «Прочитай и разложи на две кучки – съедобное и несъедобное», посложнее - «Собери пары противоположностей» и самые сложные, где к названию профессии надо подобрать карточку с описанием работы. «Ветеринар» - «лечит зверей».
Пришло время маленьких, но очень нужных слов – предлогов.
Дети уже готовы прочесть простое предложение и мы его пишем. А пишем так: кубики раздаются всем детям поровну и я прошу принести мне определенный кубик. Несет тот, кто первый в своих кубиках нужное нашел. Из принесенных кубиков я складываю предложение без пробелов между словами. Дети пытаются прочесть, но правильно ли это написано? Кто наведет порядок? «Кошкаспитнаковре» - это что такое? Это о чем? Ах, «Кошка спит наковре». Кошка спит где? А что такое «наковер»? «На ковре»! Понятно! А может она спать «на подушке»? Или «на диване»? А «на красном (новом, пушистом) ковре»? Школьное правило «между предлогом и словом можно вставить другое слово» с кубиками становится ОЧЕНЬ наглядным. Просто берем и вставляем.
А в другой раз можно подсунуть детям предложение без предлогов. «Федя сидит диване».
Пусть догадаются, что не так. Пусть сами вставят то, чего не хватает.
Теперь и читать предложения наверняка получится. Следующая игра позволяет убедиться, что дети точно понимают прочитанное. Читать они будут записки с заданиями, а задания выполнять. Например, «Залезть под стул и хрюкнуть три раза». А если группа немаленькая, то можно сыграть в «Испорченный телефон». Первый в цепочке читает записку тихо, пересказывает второму, а выполняет – последний.
Короткие тексты, которые дети начинают читать, очень важно разыгрывать в лицах и обсуждать.
Желаю вам хорошо повеселиться и достичь успехов в чтении!" О.Заиченко
Отредактировано Dekabrina (13-11-2014 22:31:19)
Поделиться516-11-2014 01:03:23
зубная фея
для андроида вот здесь можно глянуть:
http://hamama.ru/category/android/ и http://junipad.ru/category/learn/uchimsya-chitat/
Поделиться617-11-2014 15:12:52
Следующий блок игр-занятий подойдет для ребенка, который уже читает, и мы хотим помочь ему улучшить и закрепить этот навык.
Плюсище вам! Как раз то,что сейчас нужно для дочки
Поделиться731-03-2015 17:26:37
Девочки, кто интересовался темкой, как ваши читатели, есть прогресс?
А я случайно набрела на пост с многообещающим заголовком "Как с гарантией и навсегда отучить ребенка читать". http://zicer.livejournal.com/35106.html
Вы, наверное, думаете, что сейчас я призову вас просто почаще приставать к ребенку с угрюмым нытьем: "почитай-почитай"? Ничуть не бывало!
То есть, конечно, и тупое приставание такого толка постепенно может сделать свое дело, однако с другими формами отучения от чтения оно не идет ни в какое сравнение.
Возьмем к примеру так называемый метод лозунгов. Ну, вы знаете: "Книга - источник знаний!","Книга в счастье украшает, а в несчастью утешает", "Книга - друг человека" (на последнее, кстати, когда-то один мальчик, запутавшийся во взрослых мудростях, удивленно возразил: "А разве не собака - друг человека?...") Ничто так не дискредитирует любой предмет, как бессодержательные лозунги, смысл которых ускользает раз за разом , поэтому именно их, безусловно, стоит повторять почаще, причем на полном серьёзе.
К этому методу примыкает его подвид, основанный на безумной идее, что читающий мало человек не может прожить достойную жизнь. Да и еще проще: без книги не прожить. Ни-за-что! Больше, больше клише на тему чтения: разочарование в этих т.н. истинах со временем сослужит неоценимую службу....Необходимо довести ребенка до исступления разговорами о пользе чтения и о связи ума и количества прочитанных страниц. (Ср.: не будешь читать - не сможешь рассуждать как умный человек, тебя не будут уважать, ты не сможешь сам принимать верные решения и т.п). Важно прочно связать будущее человека, его счастье с привычкой читать. Это ничего, что мы часто не видим никакой корреляции между начитанностью и человеческим счастьем (а иногда видим как раз обратное относительно желаемого), отбросим сомнения! Напоминаю: наша задача - не исследование феномена чтения, а вызывание отвращения к этому занятию.
Следующий важнейший шаг - сделать из чтения невыносимо тяжкий труд. Ребенок ни в коем случае не должен заподозрить, что чтение, пусть отдаленно, может даже напоминать удовольствие. Для того, чтобы ступить на этот путь достаточно поначалу просто произносить что-то типа" Займись чем-нибудь наконец: иди почитай!" Этого обычно достаточно для того, чтобы чтение начало ассоциироваться с самыми неприятными занятиями (подставьте нужное в противопоставлении: отдых - приятно, заняться чтением - ....).
Дальше - больше. Необходимо ввести чтение в ряд ежедневных обязанностей, например, уборка-уроки-чтение. Еще раз о главном: ни в коем случае нельзя допускать чтение в свое удовольствие. Впрочем, спешу успокоить: ни о каком удовольствии и речи быть не может, если просто отвести книге место среди обязанностей между уроками и уборкой.
Давайте побольше заданий по принципу "от сих до сих". Подбадривайте ребенка неминуемым наказанием за невыполнение "читательского" задания по принципу: "не прочтешь - не получишь".
Важно: непременно спрашивайте о прочитанном. Максимально жестко выясняйте все подробности сюжета. Скрупулезный допрос с пристрастием о деталях типа цвета волос героя, его настроения, точности сказанного слова, описаний природы и пр. окончательно закрепляет уже возникшую и усиливающуюся вследствие ваших стараний ненависть к написанному слову. По полезности с такими вопросами может сравниться только требование галлюцинирования на тему "что хотел сказать автор?" Если чувствуете в себе силы - действуйте непременно и на этом поле. Излишне доказывать, что такие упражнения неминуемо приводят к распаду смысла, формы, личной связи с текстом. Чего мы, собственно - напомню - и добиваемся.
Следующий метод большинство практиков отлучения от чтения часто нащупывают самостоятельно. Вот он: старайтесь сами не читать при ребенке! Более того: чем чаще вы заявляете об удовольствии читать - тем меньше следует читать самим! Впрочем, так чаще всего и происходит. "Я читаю!",- запальчиво заявляет мама, - каждый день перед сном!" Вот и правильно! Главное, чтобы ребенок не видел вас с книгой. Если вы и грешите время от времени публичным почитыванием, делайте это только с электронным устройством в руках - пусть думает, что вы играете, а чтение - очередная взрослая манипуляция.
Помните: как только вы начнете читать вечерами бумажные книги при ребенке, вся ваша работа грозит пойти насмарку! Он ведь может заподозрить, что книга действительно доставляет удовольствие, которое вы себе позволяете. Так что крепитесь. Вместо этого лучше лишний раз отправьте его почитать самому себе, а сами займитесь просмотром телепередач. Естественно, не забывая при этом повторять главную мантру, что чтение - истинное удовольствие для интеллигентного человека (или ту же мысль в любой другой формулировке).
Постепенно даже самый глупый ребенок уяснит: главное в чтении - пустые декларации. Ведь просто быть такого не может, что мама и папа не делают вовсе или делают тайно то, что по их мнению является таким важным и к тому же приятным занятием!
Появлению того же желаемого эффекта способствует жесткая тренировка с минимального возраста техники (именно техники!) чтения.
Так, большинство моих знакомых с гордостью рассказывают, что начали читать с 4 лет. 4 года вообще предстает каким-то мистическим возрастом, не замечали? Я с четырех лет то, я с четырех лет это...
Впрочем, не будем отвлекаться. Одним словом, непременно подгоняйте его под 4 и немедленно начинайте комплексовать, если в 4 он не читает. Ваши комплексы на тему его чтения - залог успеха всей операции. Убедите себя в том, что чтение является единственным достойным вашего внимания навыком. Неважно, что интересует вашего ребенка, неважно, к чему он тянется и что умеет: единственное, что является общественно значимым - умение читать и объемы прочитанного.
Одним из решающих штрихов, так сказать "вишенкой на тортике", как обычно становится сравнение. Заставляйте ребенка почаще слушать как читают другие, сопровождая это его пассивное действие фразами "ах, как девочка читает", "послушай других хотя бы", "видишь, это не так уж трудно" и т.п. С последним, к счастью, вполне справляется школа, устраивая из уроков чтения настоящую ярмарку тщеславия вкупе с жестоким соревнованием и унижением слабых.
Помните еще один принцип: наиболее полезные книги - те, которые читали вы: Носов, Барто и Бианки - наше всё! Неважно, что дети по этому поводу думают, насколько считают эту литературу современной и чувствуют ее, неважно, насколько это "их язык" - они обязаны прочесть именно ваш контрольный список. Решительно отнимите у ребенка право на самостоятельный выбор книги. Жесткий неослабевающий контроль за читаемым материалом - залог успеха.
С годами, когда ребенок становится своевольным и может заподозрить неладное, не забывайте повторять и такое: "то, что ты читаешь в социальных сетях - не чтение!" Пусть как следует и окончательно запутается - что чтение, а что нет. И пусть для того, чтобы выбраться из этих дебрей, отбросит, наконец, книгу навсегда.
Решайте за него как можно больше и ограничивайте любой выбор. Помните: даже намек на самостоятельность мышления может рано или поздно привести его к книге.
Все получится: мир за окном решительно за нас!