Добрый день. Приглашаю всех желающих принять участие в бесплатном он-лайн марафоне
"15 шагов к порядку в детской" , который начнется 1 августа.
Я давно интересуюсь темой организации пространства и эффективными системами хранения и, будучи мамой троих мальчишек, имею острую необходимость использовать эту информацию на практике))) Сейчас у меня уже есть уверенность в том, что мои знания могут быть полезны другим, поэтому я и решила провести этот марафон.
ЦЕЛИ:
- уменьшить количество неиспользуемых вещей в детской (игрушки, книги, одежда и тп)
-провести "инвентаризацию" имеющихся канцтоваров и докупить необходимое к учебному году
-снизить мамин стресс при закупках канцтоваров
-правильно организовать рабочее место школьника к учебному году
-повысить самостоятельность ребенка в уборке своей комнаты
-наполнить детскую комнату новой творческой энергией
ЧТО ПОЛУЧИМ В ИТОГЕ:
-сокращение времени на уборку в детской
-избавимся от нытья - "я не могу, мне сложно, помоги мне ..."
- у ребенка появится четкое понимание своих задач во время уборки
-порядок на полках, стеллажах, в шкафу, ящиках, на рабочем столе
-ваш индивидуальный список того, что необходимо будет приобрести к учебному году
-повышение самооценки и самостоятельности ребенка
-повышение самооценки мамы
Как будет проходить марафон: каждый день я буду писать новое задание - добавлять один или несколько шагов, а вы сможете его выполнять в удобное вам время.
В этой теме предлагаю обсуждать возникающие сложности, давать друг другу советы, хвастаться сделанным и делиться впечатлениями Детская - не такой уж и страшный зверь и хаос в ней можно укротить!)
Участие в марафоне бесплатное, а те, кто выполнит моё условие - даже получат БОНУС!
Это условие - сделать 5 пар фотографий ДО/ПОСЛЕ из вашей детской и разместить их в этой теме или же - в инстаграм с хэштегом #волнапорядка_детская (ваш аккаунт должен быть открыт). А бонусом будет ГОТОВЫЙ СПИСОК шагов по приведению в порядок ванной комнаты и туалета, который я отправлю вам на емейл после подведения итогов марафона - 20 августа.
Советую активно привлекать к процессу ваших детей-школьников, ведь это им играть, делать домашку, уборку и, в конце-концов, жить в этом пространстве!
Напишите, пожалуйста, кому интересно/актуально, кто собирается участвовать? Я точно буду))))
Мы начинаем!
Не секрет, что вид детской комнаты часто повергает взрослых в ужас и неловкость. При этом взрослые просто винят детей в неумении содержать комнату в порядке, но ничего не делают для того, чтобы ребенка целенаправленно научить этому процессу. Предлагаю вам посмотреть на уборку в детской как на совокупность отдельных шагов, навыков, которые ребенок может освоить и осознанно выполнять с нужной периодичностью.Шаг 1. Пишем условие задачи.
Зайдите в детскую комнату с телефоном и сфотографируйте те отдельные места, которые по вашему мнению требуют улучшения (стеллаж, например, или одно отделение шкафа для одежды), а также сделайте несколько фото комнаты с разных ракурсов.
ВАЖНО! это нужно сделать НЕ для того, чтобы еще раз больно уколоть свою самооценку или снова начать ссору с ребенком из-за беспорядка! Фото нужно, во-первых, для удобства анализа сложившейся ситуации, во-вторых – чтобы даже у самых-самых требовательных мам-перфекционисток было четкое задокументированное доказательство – я отлично поработала! Стало гораздо лучше!
Возьмите обычную школьную тетрадку или блокнот (не берите отдельный лист, записей будет несколько в разные дни, потом неудобно будет искать эти отдельные листочки) и запишите для себя ответы на вопросы, которые даны ниже.
ВАЖНО! ваши ответы должны быть обязательно ЗАПИСАНЫ! Потому что так ваши цели станут ясными и четкими, и, даже если мотивация в середине марафона начнет падать, перечитав свои записи, вы сможете ее снова повысить.
-Что мне здесь не нравится?
-Чем мне это мешает? Что я не могу делать из-за этого?
-Что я хочу увидеть после выполнения 15 шагов?
-Зачем мне тут порядок?
-Какая будет польза от порядка здесь для меня/для моего ребенка?Если ваш ребенок уже подросток, мотивирован и настроен на самостоятельную уборку, он действительно сам хочет улучшить свое пространство – пусть и отвечает на эти вопросы сам. Если же вы проводите уборку одна или ребенка будете привлекать только к выполнению некоторых шагов – то на вопросы отвечаете вы.
Поздравляю, первый шаг к порядку сделан! Вы осознали, что изменения нужны и прописали для себя, какие.
Шаг 2. Стираем следы хаоса.
Задача на этом этапе – выбросить откровенный мусор, который лежит на видных местах, и унести из комнаты предметы, которые должны храниться в других местах. Вам понадобится пакет (я использую не тонкие пакеты для мусорного ведра, а беру обычные магазинные «майки» с ручками: в них удобнее складывать, их удобнее держать в руках, можно повесить на батарею/стул и они прочнее) и ведро/таз/корзинка для вещей, которые вы должны будете унести в другие помещения. Наличие отдельного контейнера для таких вещей сэкономит вам время и силы – вам не придется бегать туда-сюда по квартире много раз, раскладывая разные мелочи по местам.ВАЖНО! это только поверхностная уборке, НЕ доставайте все из ящиков стола, НЕ освобождайте весь шкаф, чтобы перебрать одежду, НЕ затевайте масштабную зачистку или генеральную уборку прямо сейчас! Мы займемся каждой категорией предметов в отдельных шагах
Если ваш ребенок обычно с трудом соглашается что-либо выкидывать, утверждая, что ему все нужно, в том числе какие-то сломанные, испорченные вещи (ручки, линейки, игрушки), попросите его убедить вас в этом – пусть расскажет, для чего ему этот предмет и когда именно он с ним собирается что-то делать. Договоритесь, что в случае, если в ближайшие три дня он ему не понадобится, этот предмет уйдет в мусорку.
ВАЖНО! не настаивайте, не ругайте, не стыдите своего ребенка. Во время беседы старайтесь понять, что именно скрыто за его нежеланием расставаться с некоторыми вещами. Может, ему хочется решать самому? Может, он боится того, что вы его станете ругать за выбрасывание вещей? Может, он боится совершить ошибку – выбросить что-то важное- и поэтому испытывает стресс от необходимости принятия решения? А может, он подсознательно копирует вас самих, взрослых, видя, как тщательно вы храните в своих шкафах и ящиках давно ставшие ненужными вещи?
Помните, что порядок в детской комнате - это цель марафона, но НЕ глобальная цель вашей жизни.
Порядок – всего лишь инструмент, с помощью которого можно что-то улучшить в жизни, поэтому, выполняя этот шаг, думайте прежде всего об отношениях с вашим ребенком, о том, как вы можете ему помочь преодолеть сомнения и справиться со своими слабостями, как вы можете его поддержать и направить, чтобы он захотел наводить и поддерживать порядок в своей комнате, в своем пространстве.
Размусориваем* канцтовары.
*это слово не означает, что все-все нужно выбросить в мусор , это расшифровывается как «категоризация, сортировка, определение оптимального количества, избавление от мусора и ненужных предметов», согласитесь что первый вариант короче)))
Что нужно – пакет для мусора и коробка с условным названием «унести в другое место».
Соберите в одном месте (на столе, на полу) все, что относится к канцтоварам, что нужно вашему ребенку для занятий в школе, в садике, для выполнения домашних заданий – карандаши, ручки, линейки, цветная бумага и тд. включая контейнеры/разделители из ящиков стола, коробки для хранения запасных тетрадей, канцелярские лотки для бумаг и тп. А также достаньте из ящиков, снимите с полок прошлогодние школьные тетради, пособия, папки.
ВАЖНО: вы должны достать абсолютно ВСЕ из ящиков и полок, освободить их полностью, чтобы понять, 1) сколько места для хранения у вас есть. Это поможет вам объективно смотреть на то, сколько предметов вы должны оставить. 2)нет ли у вас дубликатов, повторов или однотипных предметов, из которых можно оставить один или несколько.
Рассортируйте прямо на полу все предметы по категориям, для последующего их хранения вместе и для оценки общего количества вещей одной категории. Например, складываем рядом все-все простые карандаши, все ручки, все линейки, чистые тетрадки, точилки, ножницы.
Определите, какие предметы вышли из строя или потеряли внешний вид и выбросите их в мусорный пакет. Советую выбрасывать расписанные или вымазанные линейки, короткие цветные и простые карандаши, стертые, грязные ластики, сильно покусанные шариковые ручки, исписанные блокноты, тетради, сильно потрепанные пеналы, папки, грязные и рваные обложки от учебников, также проверьте точилки – острые ли они еще, если нет – выбрасывайте.
Решите, сколько предметов каждой категории нужно вашему ребенку (вдвоем решите) для удобства выполнения ДЗ, для занятий дома. Причем, я не призываю вас ограничиться одним экземпляром! Важен комфорт выполнения какого-то дела, а не количество вещей. У моих детей, например, всегда есть больше, чем три точилки. Потому что, если они садятся дома точить карандаши, я тоже могу им помочь, так что нам нужно минимум 4 точилки, и это оптимальное количество для нас. Плюс у них у каждого в пенале есть отдельная точилка для школы. Если вы любите помогать ребенку с творческими занятиями – аппликациями, например, позаботьтесь, чтобы ножниц в столе вашего ребенка было 2 штуки –для вас и для него.
Составьте список, что и сколько штук нужно докупить. (можно писать в той тетради, где вы писали свои цели марафона) Условно назовем его «МОЙ СПИСОК». В него пишите все, что нужно ребенку к новому учебному году – ручки, тетради, обложки и тп. С линейками и простыми карандашами советую не мелочиться – дети их ломают, теряют и грызут((( не берите по одной штуке, потом пожалеете.
Подумайте, где удобнее хранить каждую категорию, чтобы :
1)вещь было удобно брать
2)вещь было удобно возвращать на место (ребенку! Не вам)
3)это было эстетично для вас (некоторые предпочитают исключительно закрытое хранение, некоторым это не важно)Проверьте, достаточно ли у вас емкостей/контейнеров, чтобы хранить каждую категорию там, где вы задумали. Если да – выставляйте эти емкости и наполняйте их предметами, ставьте/кладите на хранение. Если нет – 1)поищите в доме подходящие коробки (от детской обуви, сотовых телефонов), мелкие емкости (от ватных палочек, духов), которые можно использовать в качестве разделителей в ящике стола/на полке/стеллаже, чтобы предметы разных категорий не смешивались (так порядок будет сохраняться намного дольше, наводить его станет быстрее и не так утомительно); 2)запишите в «МОЙ СПИСОК», что купить для организации хранения канцелярии (какие боксы): новый стакан для ручек, канцелярский лоток-разделитель в ящик стола, подставку для стикеров и тп. 3)измерьте длину/ширину/высоту места для хранения – полки, ящика. Т.к.при выборе контейнеров в магазине решающими будут именно сантиметры.
Подпишите, что где должно лежать. Не пропускайте этот этап, если вы хотите, чтобы порядок после уборки сохранился как можно дольше и у вашего ребенка позже не возникали сложности– «где мы там с мамой это решили хранить?». К тому же, с помощью такой маркировки гораздо легче вырабатывать привычку класть вещь на место! Что можно использовать для маркировки – малярный скотч, писать прямо на нем, или приклеивать любой бумажный ярлык прозрачным канцелярским скотчем.
я вас поздравляю, 1/5 марафона успешно пройдена!
Шаг 4. Размусориваем игрушки и игры (настольные, развивающие)
Совет – если вашему ребенку меньше трех лет, смело наводите порядок в игрушках самостоятельно. Если ему больше трех, привлекайте и его к процессу.
Соберите все игрушки на полу (мягкие игрушки, машинки, куклы, лего, фигурки животных, супергерои, оружие, наборы доктора, повара и тп), опустошите все контейнеры для игрушек, и тоже поставьте их в центр комнаты. А теперь осмотритесь и оцените пространство –сколько места на полках, стеллажах, под кроватью и тп вы можете выделить для боксов/коробок. Вот от этого и отталкивайтесь! Если у вашего ребенка много мягких игрушек, но отдельной полки для них вы выделить не можете, и они мигрируют по комнате, не имеют своего места, и вас при этом раздражает неэстетичность и беспорядок - решение только одно, минимизировать количество этих мягких игрушек. (если все то же самое, но вас ничего не раздражает – значит, вы оставляете все, как есть)
Подумайте, на какие категории вам и ребенку удобно разделить игрушки, Не переусердствуйте с количеством категорий – слишком много коробочек это тоже неудобно, как и полное их отсутствие. И обязательно предусмотрите категорию «Разное». для хранения игрушек удобнее всего использовать пластиковые боксы , но коробки (от детской обуви, например) тоже вполне подходят. Если не предполагается штабелирование, коробку вполне можно оставить без крышки - так убирать на место игрушки будет проще.
Позвольте ребенку выбрать из каждой категории самые-самые любимые игрушки. А вы в это время выбирайте откровенный мусор – поломанное, потерявшее вид, части/детали от неизвестно чего и тд Затем подумайте, что из игрушек уже не по возрасту вашему ребенку, и отделите их в сторону - их нужно отдать знакомым/продать/отвезти на благотворительность. Если есть игрушки, которые вы хотите оставить младшим детям, позаботьтесь о месте хранения, пока для них не наступит время.
ВАЖНО: все, что вы решите удалить из своего дома (я не про мусор говорю, а про "отдать") запишите в тетрадь, с указанием, кому вы это собираетесь отдать. Советую даже дату поставить или примерный срок, когда дело должно быть выполнено/ когда вы должны подать объявление о продаже. Если вы планируете делегировать мужу задание отвезти игрушки, так и запишите – Сказать мужу, чтобы в субботу отвез пакет в «Благодать». Подпишите пакеты/коробки, чтобы потом не было необходимости в них заглядывать.
Убедитесь, что для выбранных категорий игрушек есть контейнеры, или запишите, что нужно купить и какого размера. размещайте на полках сперва те игрушки, которыми ребенок играет чаще всего, затем остальные.
Обучающие и настольные игры сортируем по такому же принципу- на выброс/отдать знакомым-соседям/продать/отвезти на благотворительность. Советую чинить слегка порванные коробки, а совсем старые заменять коробками от обуви или зип-пакетами (с паззлами этот трюк, кстати, еще и место экономит, если вам этот момент актуален! Не забудьте картинку вырезать и пакет тоже сложить). В конце думаем, где и в чем это все расположить . ну и ставим, складываем игры и игрушки на место.
Шаг 5. Размусоривание книг
Сперва мои размышления. Некоторым очень трудно избавляться от книг, потому что книги - это знания, и наличие книг как бы автоматически делает нас умнее (и наших детей). Но я бы сказала так - книги это информация! И знанием она становится только тогда, когда ее применяют . Если ваши дети берут в руки конкретные книги и читают/смотрят картинки часто, потому что они им нравятся, или вы используете их для каких-то объяснений (энциклопедии, например) – то это, имхо, именно книги-знания. А если у вас книги просто занимают место, и в них даже не заглядывают – ни почитать, ни полюбоваться, разве есть от них польза и развитие? Зачем они вашим детям? Может, стоит проредить книжные полки?
ВАЖНО: Чтобы правильно оценить количество книг, обязательно достаньте их ВСЕ с полок, положите в центр комнаты. Не забудьте принести детские книги из других комнат!
Рассортируйте их по категориям – сперва разбирайтесь с энциклопедиями, потом со сказками, с худ.литературой и тд.
В процессе сортировки спросите ребенка, какие книги ему не нравятся, вспомните сами, как часто он берет в руки ту или иную книгу, отберите те, которые, по вашему мнению, ребенок уже перерос. Решите, кому вы можете их отдать ( у нас на форуме есть тема – куда отдать ненужные вещи, там я как раз писала пост с адресами. Сама я все время отвожу вещи в «Благодать» на ленина 49).
Отберите те книги, которые потеряли привлекательный вид – решите, будете ли вы их приводить в порядок или сдадите на макулатуру. (Мне кажется, что мысль о том, что книги могут быть переработаны, как-то облегчает их выбрасывание)Может, какие-то книги вы решите продать – запишите в тетрадь, какие, сложите их в пакет, подпишите, в одном из последующих шагов будет задание разместить объявление о продаже того, что вам не нужно;)
Если нужно спрятать какие-то книги на хранение для следующего ребенка, отберите их тоже. Не советую хранить их вдалеке от детской (антресоли в коридоре, или отвозить их родственникам – так велика вероятность, что вы вообще про них забудете ), но, постоянно смешиваясь с актуальными книгами, они могут придти в негодность раньше, чем их захочется прочитать((( Возможно, вам будет удобно хранить их в коробке в шкафу с детскими вещами и вы сможете их иногда доставать, показывать ребенку, проверять его реакцию, заинтересованность, готовность читать их.
После того, как вы отобрали ненужные книги, начните размещать оставшиеся на стеллаже/полке - так, чтобы ребенок мог сам их доставать. Но, конечно, есть нюансы возраста, да и книги бывают разные- некоторые могут ему читать только взрослые, разместить их придется где-то повыше. Поэтому исходите из своей ситуации и условий.
Часто детский уголок есть и в другой комнате – в зале, например, и часть книг удобнее разместить там. Но помните о том, что поставить их на место должно быть несложно ребенку.
ШАГ 6. Размусориваем все для творчества и детские сокровища.
К творческим штукам я отношу пластилин, краски, альбомы и блокноты для рисования, раскраски, кинетический песок, разные наборы опытов, и все, что можно отнести к хобби ребенка - бисер, резиночки, и тп.
А сокровища – это результат труда и творчества ребенка (рисунок, аппликация, открытка и тп) и те нефункциональные (с точки зрения взрослого) предметы, которые ребенок хочет хранить по какой-то причине. Я даже не беру это слово- сокровища – в кавычки, и предлагаю вам с уважением относиться к этим штучкам, если это пока не так. Во-первых, так ребенок будет чувствовать, что его интересы вам важны, а во-вторых, расспрашивая его об этих сокровищах, можно многое узнать о своем ребенке. Мы ведь помним, что сам по себе марафон - не главное…
Как можно мягко ограничивать кол-во сокровищ-творений в комнате ребенка? Во-первых, выделите для них строго определенное место – если это ящик стола, то один, например, если коробки под кроватью, то скажем, только три, для рисунков - часть стены или пробковая доска. И когда сокровища перестанут помещаться в выбранное пространство – это будет знаком, что их нужно проредить, уменьшить кол-во. А во-вторых, создать папку «на память» - обычную картонную, для рисунков и аппликаций, или на компьютере, куда вы сможете фотографировать работы ребенка, прежде чем с ними расстаться (шепотом – я такую папку потом еще раз чищу, без ребенка, и оставляю на память только самое-самое)
Как быть с нефункциональными сокровищами ребенка? Все просто – позвольте ему их иметь. Это его опыт, его эмоции, его узнавание самого себя и своих интересов. Ребенку, возможно, захочется хранить очень многое))) и я советую искать с ним золотую середину между «я хочу все оставить» и «мама хочет все выбросить». Объясняйте, беседуйте, включайте мудрого родителя. НЕ стремитесь добиться того, чтобы ребенок избавился от всего и сразу, ваша цель на первых порах – показать ему способ оценить, что ему нужно, а что уже нет, натолкнуть его на размышления о необходимости избавляться от части вещей, чтобы на их место приходили новые, актуальные, по возрасту, по интересам.
Итак, этап первый - достаем ВСЕ, что связано с творчеством,
делим на категории,
Отбираем те рисунки, аппликации, которые хотим повесить в комнате, вешаем,
фотографируем все, что не собираемся хранить и избавляемся от этого.Если ребенку сложно прямо так сразу расстаться со своей поделкой, даже после фотографирования, установите срок – скажем, до первого школьного дня она стоит, а потом у тебя на уроках труда будут новые и мы им освободим место.
Этап второй – достаем и оцениваем нефункциональные сокровища ребенка (обязательно вместе с ним, если ему больше 3 лет) – коллекции камушков или других мелочей, найденных на природе, во дворе, на даче и тп. Открыточки-записочки-вырезки, игрушки из киндер-сюрпризов … в общем, все то, что для него очень ценно.
Уточняем, точно ли это еще представляет для него интерес, проверяем реакцию на вопрос "А что если мы это сфоткаем на память и ты будешь теперь ....(складывать сюда новую коллекцию, поставишь на это место машинку/куклу и тп....)
Итак, ваши главные задачи в этом шаге – выделить для хранения сокровищ конкретное место/места, сделать это хранение удобным для ребенка и эстетичным для себя. Если удастся уговорить ребенка на уменьшение количества этих сокровищ – вообще отлично.
Желаю удачи и хорошего настроения в процессе!
ШАГ 7. Одежда
Пройдя путь сортировки канцтоваров, игрушек, игр, книг, сокровищ, мы подошли к одежде. Мое мнение –участие ребенка в разборе вещей не нужно, я зову детей только на примерку)))
Схема повторяется – ВСЕ вещи ребенка достаем и складываем в одно место (на пол). Если у вас несколько деток – то одежду каждого рассматриваем по очереди.
Удобно вещи разделить на сезоны ( я делю – межсезонье, зима, лето), а затем вещи для каждого сезона на отдельные категории верх/низ, Школа/свободное время/спортивное и др категории актуальные лично для вас.
Далее определяем,
1)какие вещи требуют внимания – откладываем их поремонтировать, убрать катышки и тп
2) из каких ребенок вырос – откладываем отдать или сохранить для следующего ребенка
3)решаем, сколько и каких вещей нужно докупить, чтобы в следующем сезоне у ребенка было все необходимое . К школе своим мальчишкам я обычно обновляю следующие вещи: носки, белые майки (под рубашку), трусы, рубашки, галстуки, спорт.костюм (штаны и мастерка на улицу), шорты-майка для уроков физкультуры в зале, брюки+пиджак или костюм, жилетки теплые.
4)записываем в список название и кол-во.(про верхнюю одежду и обувь я в этом шаге писать не буду, т.к. это все обычно не хранится в детской)
ВАЖНО: Если у вас собралась стопка вещей «в ремонт» - пометьте себе, когда вы планируете их зашивать-подшивать и тп (этот пункт особенно важен, если вы везете вещи в платный ремонт или к маме/свекрови - чтобы не забыть какую-то вещи и не ездить ради нее одной потом, и чтобы потом не образовалось незаконченное дело под названием "когда-нибудь сделаю")
Итак, после пересмотра вещей у нас получилось :
-отобрать неактуальные вещи (отдать, спрятать на хранение)
-отобрать вещи для починки
-написать, что нужно приобрести из одеждыДалее решаем, что можно сделать, чтобы хранение детских вещей было более эстетичным, и чтобы ребенок без труда мог сам вещи достать/сложить.
Варианты решения первой задачи:
-купить новые одинаковые вешалки (в магазине икеа дом на карбышева очень бюджетный и симпатичный вариант есть- за 4 взрослые вешалки 2,5 рубля, а за детские 8шт 4,50, в гиперах цены на пластиковые вешалки около 1,5 руб за шт)
-купить тканевые органайзеры для белья/одежды (Али экспресс, конечно, рулит, но и в других магазинах можно такое найти – ами мебель, ома, миля, материк)
-купить одинаковые пластиковые корзины на полки шкафа в любом гипере (или в 1000 мелочей) ---воспользоваться любыми коробками, подходящими по размеру (от обуви, от бытовой техники) оклеить их одинаковой самоклейкой – продается в магазинах рядом с обоями, стоит недорого, меняет мир к лучшему.
Варианты решения второй задачи:
-оставить в активном пользовании ограниченное число каждой категории вещей (не 20 пар носков, а 10, не 20 маек для дома, а только 5),
-расположить каждую категорию в отдельном отсеке/контейнере/органайзере, а вещи каждого ребенка на разных полках - чтобы у каждого была своя зона ответственности
-применить метод вертикального хранения вещей (это когда вещи складываются в удобные прямоугольники и ставятся в контейнер на ребро. Погуглите метод хранения КонМари, отличные вдохновляющие картинки будут!)
Понятно, что дети не смогут именно так аккуратно складывать вещи, но хотя бы принцип размещения некоторых вещей вертикально им может понравиться, и, если он впечатлит и вас – то все, порядка в одежде вам не миновать!Далее - размещаем вещи на полках/вешалках/в ящиках, учитывая скорое приближение учебного года, несезонные вещи складываем на верхние полки шкафа в коробки/контейнеры.
Записываем в свой список, что нужно купить для приведения в порядок шкафа – вешалки, органайзеры, пленку-самоклейку .
Шаг 8. Постельное белье.
Есть такое мнение, что вещи нужно хранить там, где их используешь, поэтому я храню постельное детей у них в комнате, а свое – в нашей спальне. Так что у меня этот шаг логично вписывается в наведение порядка в детской комнате. Если у вас детское постельное хранится в другой комнате – ничего страшного, разбираетесь с ним и складываете туда же (а если в шкафу с детскими вещами прибавилось свободного места после осмотра одежды – подумайте над тем, чтобы переложить детское постельное на хранение в детскую;) )
Достаем все постельное – простыни, наволочки, пододеяльники, одеяла, пледы, подушки (все-все! и складываем в одно место - чтобы ощутить реальное количество)
Решаем, что именно нужно оставить, а что можно раздать/продать, что уже не актуально, чем вы не хотите больше пользоваться - комплекты на детскую кроватку, маленькие подушечки для новорожденных и тп.
Определяем количество комплектов постельного, которое для вас оптимально. Советую этот момент рассмотреть довольно критично. Потому что обычно у нас лежит всего много – подарили, отдали, осталось от сестры, это все места занимает немало, а по итогу пользуетесь вы двумя комплектами. Или у ребенка любимый вообще один и вы, постирав, используете его снова. Если у вас много разномастных наволочек-простыней-пододеяльников, подумайте- может, стоит оставить только комплекты? Или те предметы, которые подходят под цветовую гамму вашей детской?
ВАЖНО: НЕ думайте о том, что вы должны размусорить (помним, что это не только на выброс, но и на благотворительность может уйти!), думайте о том, что вы хотите ОСТАВИТЬ и почему. Потому что визуально вам приятен цвет-рисунок, потому что ребенок любит эти картинки на белье, они его радуют. Потому что вам приятно прикасаться к этому белью, когда укладываете или будите ребенка. Потому что качество хорошее, удобно ухаживать и поддерживать в порядке. В общем, настраивайте себя на позитив при отборе!
(тут не могу не упомянуть про книги Мари Кондо – Магическая уборка и Искры радости, в которых она подробно рассказывает о своем видении того, как правильно отбирать те вещи, которые должны остаться после размусоривания. Читайте и вдохновляйтесь - хоть в процессе марафона, хоть потом)
Если вы оставляете что-то на хранение для следующего ребенка - складываем отдельно, пакеты подписываем.
Если хотите продать- пишем что именно (в свой список), нужно ли починить перед продажей.
Если отдаете – то пишем куда и когда, чтобы запланировать постирать-погладить предварительно.
Если вы поняли, что нужно купить новые комплекты или ткань на пошив – пишем в список.Дальше - размещаем отобранное постельное белье на хранение. Решите, на сколько важна для вас эстетическая сторона хранения. От этого будет зависеть то, будете ли вы прилагать дополнительные усилия для размещения постельного на полках – складывать комплекты определенным «красивым» образом, искать для них подходящие органайзеры. Или это все не входит в ваши потребности, и просто сложенное стопкой – уже классно. Тут нет правильных или неправильных вариантов – есть лично ваш выбор и он 100% будет вам на пользу.
Для эстетов и тех, кому визуальный шум на полках не нравится, советую загуглить картинки "хранение постельного белья" ( даже простыни на резинке можно сложить эстетично!).
Шаг 9. Противные лягушки.
Есть такое понятие в тайм-менеджменте – съешь лягушку в самом начале дня. Его придумал Брайан Трейси (книга называется Оставьте брезгливость, съешьте лягушку! 21 способ успевать), и означает он, что начинать день нужно с самой трудной и противной для вас задачи (которую, возможно, вы даже откладываете некоторое время). Таким образом уже утром ваш день станет результативным, вы будете горды собой, и почувствуете заряд энергии, а список дел уменьшится.
Так вот, мы в марафоне написали в список кое-что, что вполне можно посчитать «противными лягушками» -
1)купить все, что требуется для организации хранения (новые канцелярские разделители, стаканы для ручек, вешалки, корзины/органайзеры и тп смотрим свой список)
2)Отвезти то, что нужно отдать.
3)Написать объявления о продаже (а это значит – при необходимости поремонтировать вещь, сделать фото, загрузить их на нужные сайты).
Писать обо всем этом однозначно короче, чем делать… и все эти дела не сильно интересные, мягко говоря.
НО - они важные! Представьте, сколько места вы до этого освободили у себя на полках, сколько времени посвятили этому! И если не раздать-продать все эти вещи, вся ваша работа пойдет насмарку! Все эти вещи снова могут распределиться по вашему дому! Поэтому, не откладывая в долгий ящик – выбираем себе день, в который целенаправленно занимаемся перечисленными противными, но важными делами.
Шаг 10. Организуем рабочее место школьника.
Этот шаг, конечно, больше актуален для родителей первоклассников.
В рамках марафона я не стану советовать модели и фирмы столов и стульев))) решайте сами, информации сейчас много. Я только напомню, что помимо этой основной мебели, ему нужно где-то хранить тетради, принадлежности для школы.
Подумайте о том, какой стеллаж или полку вы можете приобрести, либо это будет письменный стол с надставкой.
Также нужны какие-то удобные пластиковые контейнеры для красок-пластилина (контейнеры и органайзеры в большом количестве и на любой кошелек есть везде в хозяйственных отделах ) , канцелярские разделители (такие вертикальные или горизонтальные контейнеры для документов). В икеа есть картонные – они очень бюджетные, симпатичные и удобные. конечно, при неаккуратном использовании могут потерять вид. они все-таки из картона, но с такой ценой это просто находка (называются икеа флюнс подставки для журналов картонные белые).
В книжных магазинах вы найдете аналогичные пластиковые контейнеры, они служат долго и не требуют аккуратного обращения.
Нужны также картонные коробки для запасных материалов – тетрадей, карандашей и тп (такие коробки есть в ома, материке, БРВ). В первый год обучения дома школьных вещей будет не так уж и много – как правило все будет оставаться в школе, но потом придется искать место и для учебников, и для запасов.
Для тех, у чьих детей рабочее место у же есть, задание такое:
-подумать, чего не хватает на рабочем месте – часов , удобной пробковой доски на стене рядом (чтобы повесить расписание, заметки, правила, поделки с уроков труда, чтобы они не валялись без внимания, а гордо красовались на стене!), небольшой мусорки для бумаг под столом (чтобы можно было поточить карандаши прямо на месте), канцеляских разделителей для тетрадей а4 и тд и тп.
-узнать, где и почем это можно приобрести
-купить
Шаг 11. . Создаем систему для хранения игр, игрушек, книг, учебных пособий
Что подразумевается под системой хранения? Все вещи, которые находятся в детской, часто или реже используются ребенком, т.е есть определенная закономерность их использования, которая и должна повлиять на то, как именно предметы будут распределены на хранение.
Принципы, которые стоит учесть:
-хранить вещь нужно там, где используешь
-должно быть удобно положить ее на место (минимум сложностей для этого – например, если ручки лежат в ящике стола, то они должны лежать в контейнере без крышки)
-подобные вещи (конкретную категорию) храним в одном месте (например, все простые карандаши в одном отсеке ящика стола, а не так – и в ящике, и на полке, и в стакане на столе)
-все, что используется часто – должно храниться в ближайшем доступе, на уровне от коленей до глаз пользователя
-редко используемое должно храниться дальше или выше
-пространство можно и нужно использовать по максимуму, используя для этого различные контейнеры и/или разделители.
Когда вы избавились от ненужного, докупили все необходимое и разместили все по полкам и ящикам, проведите проверку удобства пользования все этим – сами или наблюдая за ребенком.
Сядьте на рабочее место школьника или дошкольника и представьте те виды деятельности, которыми ребенок будет заниматься.
Ваша задача – проверить, легко ли доставать точилку, например, или искать запасной карандаш, подумать, где будет находиться портфель во время выполнения домашнего задания (может, нужно организовать для него крючок на столе, как в школе, чтобы он не валялся посреди комнаты?), удобно ли стоит настольная лампа…Понаблюдайте, как ваш ребенок играет, удобно ли ему доставать игрушки и, что главное, класть их на место. Запоминает ли он, что где лежит (следующим шагом марафона как раз будет маркировка или другими словами подписывание контейнеров и ящиков).
Как у него получается доставать свою одежду из ящика, с полки, с вешалки, удается ли ему повесить/положить аккуратно все назад после использования (относительно аккуратно, конечно, делаем скидку на возраст).
Если он любит читать, есть ли у него любимое «читальное место», где рядом в доступе будут книги и обязательно лампа.
В общем, думайте как ребенок, уменьшите для него неудобные моменты в пользовании вещами, и пусть его пространство станет действительно чем-то личным и особенным!
Шаг 12. Маркировка.
В этом шаге я буду настраивать вас на то, чтобы подписать места хранения в детской комнате. Многие думают, что этот шаг бесполезный и необязательный, но я уверяю вас, что у маркировки много плюсов. С ее помощью можно:
-четко обозначить место хранения какой-то вещи или категории вещей
-найти любую вещь просто и быстро
-возвратить вещь на место легко и быстро
-облегчить поиск какой-то мелочи папе, бабушке или дедушке, если они помогают ребенку с домашними заданиями не так часто, как мама, и им трудно ориентироваться в его папках, или если они иногда одевают ребенка и не ориентируются в том, как сложила вещи мама
-исключить лень (читай притворство) у ребенка– я не знаю, куда это положить, поэтому не убрал…
-вырабатывать у ребенка хорошую привычку класть вещь на местоПожалуй, минус у маркировки только один - на нее нужно потратить некоторое время. Но ведь целью является удобство при выполнении домашних заданий и приучение ребенка к самостоятельной уборке в комнате, так что эти несколько минут усилий дадут очень много пользы в дальнейшем.
Что можно использовать для маркировки? Самый простой вариант – прозрачный скотч и бумага, на которой написано название. Минус в том, что от скотча остаются трудноудаляемые следы клея, и им не очень хочется портить вещь/мебель.
В таком случае рекомендую использовать малярный скотч (желтоватый, им зимой еще заклеивают деревянные рамы в садах/школах), писать можно маркером или ручкой прямо на нем. Получается такая клейкая табличка с названием. Этот скотч следов клея не оставляет. Но надпись со временем отходит, т.к. он держится не прочно. Я не расцениваю это как минус, потому что заменить такую надпись просто и дешево. Но выбор, конечно, за вами.
Есть и вариант более эстетичного подписывания – распечатать скачанные из интернета красивые цветные бирочки, если вам ближе такой подход – действуйте!
Но только не позволяйте своему перфекционизму тормозить процесс.
DONE IS BETTER, THAN PERFECT! Что можно перевести как "лучше хорошо сделать СЕГОДНЯ, чем идеально КОГДА-НИБУДЬ"!
Что нужно маркировать? Полки для книг – например, именами детей (если разного возраста, или для того, чтобы принципиально разделить зону ответственности – ты следишь за порядком на этой полке, я на той), полки для учебников , отделения в канцелярском лотке - русский, математика, творчество и тд, ящики с игрушками, коробки с запасами канцелярии , ящики комода (в которые установлены удобные разделители или коробки)– подписывать или маркировать картинками - носки, майки и тп., стаканчики или коробочки для хранения мелочей.
Если вас ну очень смущают эти наклейки-подписи - настройтесь их убрать, как только ребенок привыкнет к расположению вещей. и все.
удачи и вдохновения вам!
ШАГ 13. Учим самостоятельности.
В предыдущих шагах мы с вами уменьшили количество вещей в детской, избавились от ненужного, позаботились об удобстве ребенка, промаркировали места хранения. Теперь – переходим к тому, как научить ребенка поддерживать созданный порядок.
Я считаю, что это умение важно и для самого ребенка, потому что у него вырабатываются полезные привычки, и для мамы, потому что у нее в будущем высвободится время, которое она посвящала уборке в детской, и она сможет использовать его более полезно.
Очень часто человек –взрослый или ребенок – откладывает и не делает какое-то дело потому, что оно кажется слишком крупным, многозадачным, неприятным. Так что первостепенная задача – разделить это большое дело на маленькие простые шаги и составить понятный алгоритм действий.
Итак, в зависимости от возраста вашего ребенка, определите действия, которые он может выполнять ежедневно и еженедельно (скажем, в субботу или в воскресенье). Запишите эти действия в виде списка.
ВАЖНО: ежедневных дел не должно быть много! Одно-два достаточно. И это должны быть действительно те дела, которые ему выполнить по силам. Например,
• сложить все игрушки в коробки
• расставить аккуратно книги на полке.
Или так :
• убрать все с пола и стола на местаДалее пишем еженедельные обязанности ребенка. Например:
-вытереть пыль
-пропылесосить
-отнести ношенную одежду со своей полки в стирку
-сложить аккуратно вещи на своей полкеВАЖНО: если вы только начинаете приучать ребенка к уборке, пусть все действия касаются лишь его комнаты. Если этот этап пройден и отработан, пишите в список также другие дела по дому – убрать в клетке хомяка, помыть раковину в ванной, подмести пол в кухне и тп
Такой список должен быть постоянно в доступе ребенка – можно повесить его на видном месте. На первых порах ежедневно напоминайте посмотреть-прочитать список и сделать ежедневное дело перед сном.
ВАЖНО: Еженедельные дела делайте первое время обязательно вместе, чтобы показать, как именно нужно делать то или иное действие. Не пожалейте времени, усилий и терпения на отработку этого навыка с ребенком, и тогда позже он будет радовать вас хорошо выполненной работой, вы будете его за это хвалить , и все при этом будут довольны.
Задания для ребенка также можно оформить в виде чек-листа. Чем он отличается от обычного списка?
Чек-лист(от англ to check – проверять, помечать) это список, написанный в утвердительной форме, рядом с каждым пунктом которого стоит «окошко» для отметки (плюсик, птичка),т.е это уже фиксирование результата. Например:
-игрушки убраны в ящики
-одежда развешена на вешалках
-книги поставлены ровно
-пыль вытерта – это как раз чек лист.Это действие - выставления плюсика самому себе- будет вносить элемент игры в простую будничную деятельность и может стать приятным финальным моментом всей уборки, который будет мотивировать ребенка регулярно ее повторять.
Если вы не уверены, какой вариант подойдет для вашего ребенка , напишите два списка – обычный и чек-лист - и попробуйте провести уборку по обоим. А позже оставьте только тот, который более понятен и прост для ребенка.
ШАГ 14. Вносим штрихи.
Вот в этом шаге без ребенка не обойтись) Для того, чтобы у него возникла, пусть и не в первый же день, потребность наводить и поддерживать порядок в своей комнате, он должен чувствовать, что это пространство (или хотя бы какая-то часть) принадлежит ему, соответствует его интересам, радует его, что оно – его собственное.
Возможно, он захочет повесить плакат, или новое расписание уроков с картинками, или фотографии /вырезки из журналов итп – позвольте это сделать!
Если вопрос в испорченных обоях – купите пробковую доску или специальные держатели-липучки для плакатов и рамок, которые легко удаляются с обоев, или прикрепите на обои лист ватмана, а на него уже пусть клеит все, что хочет – хоть наклейки, хоть вырезки, хоть свои рисунки. И заменять его будет легко и недорого. Также на обои легко и без последствий можно приклеить что-то с помощью малярного скотча, но как я уже писала – он отклеивается со временем (при нежелании испортить обои это скорее плюс!)
Возможно, вам подойдет вариант повесить над кроватью имя ребенка. Сейчас можно буквально за 2 рубля получить имя, вырезанное из пенопласта и уже покрашенное. А можно и смастерить его самим из картона, если душа лежит к совместному творчеству.
Возможно, ребенку не захочется украшать стены комнаты, а вот новая милая подушка на его или ее диванчик будет в самый раз.
В общем, тут главное услышать ребенка и пойти ему навстречу.Я не призываю вас соглашаться со всем, что просит ребенок (мои дети, например, недавно хотели все 4 стены в комнате оклеить обоями под красный кирпич), я прошу искать устраивающий всех вариант - и вас, и его. (мы оклеили только одну стену такими обоями). Помните, для чего вы это делаете, к какой глобальной цели ведут такие маленькие шаги - и примите верное решение!
Шаг 15. Финальное фото.
И последний шаг марафона – самое приятное! Сфотографируйте детскую и те конкретные места, в которых вы изменили и/или улучшили хранение.
Сравните свои фото с первоначальным вариантом и порадуйтесь, что вы это сделали! Возможно, были пройдены не все шаги, но если хоть одна часть детской улучшилась внешне и стала более функциональной – это уже отличный результат!
Я вас поздравляю!
Отредактировано Волна (13-08-2018 11:51:54)