В этом году мы с мужем в последний раз идем в первый класс. В смысле – наша младшая дочь идет. Честно говоря, никакого трепета или сентиментальных чувств я не испытываю. И никакого страха и ужаса – с другой стороны. И не потому, что это уже в четвертый раз, я и с первым ребенком не волновалась. Ну, первый класс и первый класс – чего тут такого? Еще перед выпуском поволноваться (насчет дальнейшей учебы) – я понимаю.
А начальная школа – это полная ерунда. Самое трудное в начальной школе, пожалуй, организовать нормальный досуг ребенку ПОСЛЕ учебы. И создать удобный режим функционирования ему и себе. Может быть, я слишком радужно смотрю на школу, может быть, у меня такие «удачные» дети, что особых проблем с ними нет… Но школа совершенно не пугает. Не пугает, не радует, вообще никаких особенных чувств не вызывает. Просто один из этапов жизни.
В моем детстве школа воспринималась несколько иначе. Наверное, потому, что она была не «поставщиком образовательных услуг», а все же и местом воспитания тоже. Как уж в каждой конкретной школе с этим справлялись, зависело от людей, в ней работавших. Но хотя бы попытки были, и часто очень даже неплохие попытки. Поэтому школа становилась частью жизни, для кого-то радостной, а для кого-то не очень. Сейчас школ, в которых вместе с образованием происходит и процесс воспитания, ничтожно мало. Я имею в виду именно целую школу, а не каждого конкретного учителя. Поэтому я их в расчет не беру, наша жизнь проходит в среднестатистической «полосе».
И в элитной и в обычной школе – хорошая она или не очень – может повезти с учителем, а может и не повезти (как и в нашем детстве, как и в жизни вообще). Никогда не угадаешь. Да, часто бывает, что в школу идут «на учителя», имеющего хорошие отзывы. Но и это ничего не гарантирует. Запросто может оказаться, что именно к вашему ребенку этот учитель не найдет подход, или попросту два хороших человека окажутся несовместимыми. Не говоря уже о различных форс-мажорах. Например, учительница, к которой мы шли в этом году, в середине лета внезапно уволилась. Так что с первой учительницей младшей дочери я познакомлюсь накануне 1-го сентября.
Для многих школа – это страшный стресс, и для детей и для родителей. Но мне всегда почему-то кажется, что для детей она часто становится стрессом именно с подачи родителей. Потому что они слишком уж нагнетают, в ту или в другую сторону. «Вот пойдешь в школу» – интонация, с которой может звучать эта фраза, бывает самой разной, от восторженной до угрожающей. В зависимости от того, какой опыт был у родителей. Но опыт ребенка может оказаться совсем иным! Поэтому мне кажется, что самым трезвым отношением к школе было бы отсутствие ожиданий. Чего я жду от школы? Да ничего! Возможно, кому-то это покажется ужасным, но по большому счету кроме прохождения среднестатистической программы на среднем уровне, без нагнетаний и стрессов, моим детям от школы ничего не нужно. И, сильно подозреваю, что любым детям вообще.
Я не говорила своим детям – ах, школа, чудесное время, там будет прекрасно! Хотя для меня это было именно так. Но я это я, а они – они. Я не говорила, что это будет ужасно, тяжело, скучно. И в этот раз я держу нейтралитет. Там будет… а неизвестно, как будет. Отнесемся к школе как необходимой работе, которую, невзирая на все, нужно делать хорошо, как следует. С радостью будет ребенок делать эту работу или нет, зависит от многих обстоятельств. Но ведь точно так происходит и все в жизни, почему же школа должна быть исключением?
Все дети разные, и у меня в том числе. То, что одной давалось легко, у другой вызывало много проблем. Секрет в том, чтобы спокойнее относиться к этим проблемам. А как это сделать? Мы в своей семье для себя давно решили этот вопрос – выявить интересы ребенка и постараться дать ему возможность их развить. Выражаясь более официальным языком – упирать на дополнительное образование. Потому что область жизненных интересов редко находится в школе. Когда это случается – прекрасно. Если нет – не менее прекрасно, главное, чтобы эти жизненные интересы были. Будь то спорт, творчество, наука, чтение, да что угодно. Школа лишь основа, чтобы иметь базу для настоящих интересов.
Поэтому напрягаться стоит, только если у вас сильно одаренный ребенок, и в природе существует школа, которая эту одаренность разовьет. С условием, что самому ребенку этого хотелось бы. В противном случае предлагаю включить дзен, спокойно идти в школу и смотреть, что из этого выйдет. Если что-то пойдет не так, всегда можно исправить положение. Открою небольшой секрет – не попав в желаемую школу в 1-й класс (не по месту жительства, например, сейчас с этим строго), можно попытаться прийти туда во втором полугодии или после первого класса. Как правило, места освобождаются, и детей без глобальных проблем на них охотно берут.
Наверное, я родитель-пофигист, но почему-то именно насчет учебы у меня есть железное правило – решать вопросы по мере их поступления и не пытаться все просчитать заранее. Признаю, иногда это доставляет некоторые хлопоты (уже в средней школе), зато не заставляет непрерывно нервничать меня и детей. Ну и спокойное отношения к их «успехам» в отношении не любимых и не дающихся предметов – тоже одно из правил. Если я знаю, что моя дочь не математик, если сфера ее интересов лежит совершенно в иной области, тройка по этому предмету меня вполне устроит. А что касается среднего уровня остальных предметов в рядовой школе – и тут поможет интерес, если он есть у ребенка. Масса возможностей восполнять пробелы в образовании сейчас есть практически у каждого. А если никакого интереса нет, то даже самая лучшая школа не поможет.
Другие нервные (для родителей) моменты школьной жизни – вроде сдачи денег на экскурсии, устройства каких-то диких праздников и прочего из этой серии, тоже решаются довольно просто. Хотите, чтобы вашему ребенку было интересно, идите в родительский комитет и активно участвуйте в организации внешкольной жизни класса. Не хотите – дайте ребенку решать, в пределах разумного, конечно, хочет ли он в этой жизни участвовать, и в какой степени.
И еще раз хочу сказать – невозможно все просчитать! У ребенка могут не сложиться отношения с одноклассниками, с учителем, может трудно даваться учеба, проблемы почти всегда есть. Не нужно их усугублять своим нервным и неадекватным отношением. Если вы будете эмоционально обсуждать и осуждать школу, точно ничего хорошего не выйдет. Какие-то проблемы можно решить по ходу дела, какие-то проблемы оказываются несущественными при ближайшем рассмотрении. Всегда можно поговорить с учителем, позаниматься с ребенком, в конце концов, действительно сменить школу! Главное, и вам, и ребенку понимать, что школа – всего лишь школа, а жизнь – это жизнь.