Отчитаюсь и я.
Мои дети (обе -- 2,6 и 4,9) ходят в сад уже полтора месяца. Адаптация, на мой взгляд, завершена успешно.
Младшая до сих пор не остается спать в саду и завтракает дома (не потому, что не хочет, а по решению семейного совета), старшая иногда спит, но крайне редко. Это важный момент: я считаю для своих детей максимально приемлемым сад именно в форме группы кратковременного пребывания.
У старшей дочери адаптация прошла очень мягко и легко -- спасибо профессинальным педагогам и обстоятельствам (случайно оказалась в группе с неожиданно адекватными девочками и мальчиками) .Да и возраст все-таки подоспел. Оптимальная отдача в сад для таких, как она (довольно тревожный, упрямый и слегка социопатистый ребенок) -- это ближе к пяти годам.
У младшей адаптация цвела полным ходом две недели: беспокойный сон, беспричинный плач, мокрые простыни. При том, что в правилах сада, иерархии группы и возможностях манипулировать воспитателями она разобралась очень быстро, освоилась и проходит по категории "прекрасный, спокойный самостоятельный ребенок". Поэтому для нее мы выбрали максимально мягкий вариант, с выходными, прогулами и "особым режимом" дома.
В результате я для себя уяснила пару критериев готовности ребенка к пребыванию вне семьи (может, для кого-то это изобретение велосипеда, конечно ))), которые при прочих равных минимизируют травму адаптации:
1. Ребенок должен быть на 200% уверен в родительской любви, все действия родителя должны быть ему известны, понятны и слегка предсказуемы. На практике -- никакого вранья, никаких "убеганий из группы тайком", никаких внезапных обедов и снов в группе без предварительного предупреждения.
2. Ребенок должен понятно изъясняться (хотя бы жестами) и многое уметь делать самому. Это очень многое упрощает и в жизни ребенка, и в жизни родителя, и не создает ребенку излишней зависимости от воспитателя.
3. Дите должно быть в каком-то смысле уже со "стержнем", и не бояться, к примеру, ответить воспитателю, что "дома меня есть не заставляют", или "мне это невкусно", или "на горшок я всегда раздеваюсь сама". Т.е. принимать правила общественного учреждения, но быть устойчивым к бестолковым манипуляциям из традиционной совковой педагогики: "А ну-ка не кашляй, а ну-ка не бегай!"
(Честно говоря, я удивилась и даже порадовалась, обнаружив подобное в поведении своих детей в саду)