С надеждой на белорусское трудоустройство
К вопросу о признании иностранных дипломов в Республике Беларусь // Кадровая служба. № 4 (80), апрель 2008 г.
В механизме приема на работу предъявление диплома о высшем либо среднем специальном образовании – привычная и необходимая процедура. В том случае, если нет принципиальных возражений руководства и соблюдены все формальности, претендент оформляется на работу. Однако появился новый фактор, который необходимо учитывать кадровикам: диплом, выданный в иностранном государстве. Этот фактор влечет за собой и новую ситуацию. В чем ее суть? Почему появляются иностранные дипломы в Республике Беларусь? С дипломами каких стран чаще всего устраиваются на работу в настоящее время и с квалификациями каких стран мы столкнемся в будущем? Как соотносить отечественные и иностранные дипломы? Какими правами могут наделяться обладатели иностранных дипломов? Как действовать в этой ситуации работникам кадровых отделов? Попытаемся разобраться с этими и рядом других вопросов, касающихся как практических действий, так и тенденций в высшем образовании соседних стран. Ведь именно концептуальные преобразования в системах образования приводят в итоге к тому, что в руках сотрудника отдела кадров появляются дипломы незнакомых образцов, без указания квалификации, по направлению вместо специальности, с новыми названиями степеней (лиценциат, бакалавр, магистр), с непривычными сроками обучения. Таким образом, цель этой статьи — познакомить сотрудников кадровых служб с изменениями в образовательной сфере и, по возможности, дать практические рекомендации, которые помогут в принятии решения о трудоустройстве претендента.
Единое образовательное пространство и академическая мобильность
Сегодня мы являемся свидетелями активных процессов интеграции систем образования, которые проходят в Европе, Содружестве Независимых государств и в рамках Евроазиатского экономического сотрудничества. Смысл этих процессов заключается в создании условий для сближения и гармонизации независимых национальных систем образования. В итоге существующие образовательные системы должны стать более прозрачными, сопоставимыми, и понятными для возможности легкого «пересчета» одной системы в другую. Причины этих процессов разные, как и их последствия, а также восприятие и реакция на происходящее у людей разных стран. В рамках Евросоюза диалог о сближении и гармонизации систем образования принято называть «Болонским процессом». Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные задачи, ведущие к достижению сопоставимости образовательных систем высшего образования в странах Европы. Предполагается, что основные цели Болонского процесса будут достигнуты к 2010 году. В настоящее время Болонский процесс охватывает более 40 стран: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Кипр, Лихтенштейн, Турция, Хорватия, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония (бывшая югославская республика Македония), Россия, Сербия и Черногория. Однако в настоящее время образовательные системы западноевропейских стран еще далеки от единообразия, насколько они сблизятся – покажет будущее.
Страны, входящие в СНГ и сотрудничающие в рамках ЕврАзЭС, входили в единое образовательное пространство еще до того, как Европа стала формулировать такую мысль. Таким образом, в ходе интеграции образовательного пространства государства бывшего Советского Союза изначально имеют общие точки соприкосновения, единые исторические корни, общие цели и принципы. Однако процесс самостоятельного развития образовательных систем привел к появлению расхождений в требованиях к содержанию образования и уровню подготовки выпускников учебных заведений, в перечнях профессий и специальностей. Приходится констатировать, что, несмотря на усилия по восстановлению общего образовательного пространства в рамках СНГ и ЕврАзЭС, страны-участницы так же далеки от единообразия, как и европейские государства, хотя и по другим причинам.
Неоднозначность и непредсказуемость такой ситуации дополняется фактором академической мобильности. Академическая мобильность – это возможность для студентов, преподавателей, административно-управленческого персонала вузов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые почему-либо недоступны в «своем» вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы. В Западной Европе мобильность студентов также еще очень далека от желаемой. С академической мобильностью тесно связано свободное передвижение рабочей силы, товаров и капитала.
Создание единых образовательных пространств, развитие академической мобильности, условий свободного перемещения квалифицированных специалистов для их трудоустройства вызывают необходимость в сопоставимости квалификаций в области высшего образования, без чего успех этих процессов невозможен. Сопоставление происходит через процедуру признания документов об образовании, ученых степеней и званий, полученных в других странах, что содействует расширению академической и трудовой мобильности и росту экономической интеграции.
Процедура признания иностранных квалификаций в Республике Беларусь
Еще до подписания Болонской декларации большинство стран Европы, а также Россия, США, Канада, Австралия (всего 43 государства) подписали Лиссабонскую конвенцию – Конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе, принятой в Лиссабоне 11 апреля 1997 года. Лиссабонская конвенция рекомендует странам-участницам взаимно признавать академические квалификации и соответствующие документы. Несмотря на то, что Конвенция носит рамочный характер и ее рекомендация не имеет обязательной силы, принятие Конвенции стало важным шагом к созданию универсального механизма признания документов об образовании не только в Европе, но и за ее пределами.
В 2002 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2002 г. № 5 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 5, 1/3370) Республика Беларусь присоединилась к Лиссабонской конвенции. Присоединение предусматривает создание компетентного органа по вопросам признания иностранных квалификаций. К функциям подобного органа относится:
- предоставление информации о национальной системе образования, квалификациях и процедурах признания документов (квалификаций) обладателям квалификаций, высшим учебным заведениям, работодателям, государственным органам образования стран-участниц Лиссабонской конвенции;
- осуществление процедуры признания и установления эквивалентности на территории Республики Беларусь иностранных документов (квалификаций) образования, курсов и периодов обучения с выдачей соответствующих экспертных заключений;
- информационно-аналитическое и консультационное обеспечение Министерства образования, других республиканских органов государственного управления, организаций, граждан при решении вопросов признания и оценки иностранных документов об образовании;
- участие в разработке нормативно-методического обеспечения системы национального образования в области признания и установления эквивалентности иностранных документов (квалификаций) образования.
В настоящее время по поручению Министерства образования Республики Беларусь часть этих функций выполняет отдел экспертиз и признаний документов нормативно-методического центра Республиканского института высшей школы. Деятельность отдела связана главным образом с проведением экспертиз и обеспечением международного обмена информацией по вопросам признания. В перспективе предполагается создание Национального центра экспертиз и признания документов (квалификаций) образования, который будет выполнять гораздо более широкий спектр задач. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 октября 2007 г. № 1320 «Об утверждении Концепции развития экспорта образовательных услуг в рамках сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами в 2007–2010 годах» Национальный центр предложено организовать именно на базе Республиканского института высшей школы, возглавляемого профессором, членом-корреспондентом НАН РБ М.И. Демчуком.
Важным шагом на пути создания Национального центра является принятие Положения о порядке подтверждения эквивалентности документов об образовании, признании и установлении соответствия периодов обучения и курсов высшего образования, а также подтверждения степеней высшего образования Республики Беларусь и других государств (Утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 18.01.2008 № 68). Положение общедоступно, поэтому имеет смысл прокомментировать лишь наиболее важные его части. Действие Положения распространяется на документы об образовании иностранных государств, выданные учреждениями образования, признанными компетентными органами страны: лицензию и/или аккредитацию (аттестацию). Это значит, что учебные заведения, которые проводят обучение по программам, не получившим государственного признания, не подпадают под действие настоящего Положения и, соответственно, процедура признания (установления эквивалентности) к ним не применяется.
В Положении используются два базовых термина: признание и установление эквивалентности. Под признанием документов об образовании иностранного государства понимается наделение их обладателя всей полнотой прав, которой пользуется обладатель соответствующего документа об образовании Республики Беларусь. Установление эквивалентности (соответствия) документов об образовании иностранных государств – наделение их обладателей правом на поступление в учреждения образования Республики Беларусь определенного уровня (ступени) либо правом на трудоустройство с учетом присвоенной квалификации.
Для признания документов об образовании иностранных государств, установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь необходимо заявление обладателя документа об образовании иностранного государства или запрос заинтересованной организации. В заявлении должны быть указана цель признания (например, трудоустройство на должности, требующие высшего или среднего специального образования), наименование учреждения образования иностранного государства, выдавшего документ об образовании, академическая степень (например, бакалавр, магистр), профессиональная квалификация, специальность (при наличии). К заявлению прилагаются следующие документы: копии оригинала диплома и приложения (заверенные, например, отделом кадров), нотариально заверенный перевод диплома и приложения (если есть необходимость), копия паспорта.
Примеры признания: российские и польские дипломы
На сегодняшний день обязательность процедуры получения экспертного заключения о признании иностранного диплома при приеме на работу пока юридически не закреплена. В связи с этим имеет смысл дать несколько рекомендаций работникам кадровых служб, чтобы они могли в ряде случаев самостоятельно принимать решение о приеме на работу, а в сложных ситуациях обращаться за помощью в отдел экспертиз и признаний документов.
Среди стран, чьи документы об образовании рассматриваются в отделе, лидируют Россия, Польша, Украина. В рамках этой статьи считаю необходимым остановиться только на наиболее типичных случаях: российский диплом о высшем образовании первой ступени (бакалавр), польский диплом о высшем образовании первой ступени (лиценциат) и польский диплом о высшем образовании второй ступени (магистр).
Российский бакалавр. Болонская декларация предполагает введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, а также переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура). Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Согласно Закону о высшем профессиональном и послевузовском образовании, в Российской Федерации предусмотрено двухступенчатое образование, где первой ступенью является бакалавриат (нормативный срок обучения 4 года), второй – магистратура (срок обучения 2 года). При введении этой системы предполагалось, что она будет готовить кадры для науки и высшей школы. Наряду с этим существует и количественно преобладает традиционное для России образование по специальностям (нормативный срок обучения 5 лет с присвоением квалификации специалиста).
В настоящее время реальная ситуация такова, что в разных странах квалификации с трудом поддаются сравнению. В странах, где нет традиции присвоения степеней бакалавра и магистра, работодатели и общественность плохо представляют себе, в чем заключается специфика образования на уровнях бакалавриата и магистратуры.
В Российской Федерации в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, чтобы обладатель диплома мог при необходимости легко сменить профессию.
При рассмотрении дипломов бакалавров мы руководствуемся Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27 февраля 1996 года, Законом Республики Беларусь О высшем образовании от 14 июня 2007 года и Положением о порядке подтверждения эквивалентности документов об образовании, признании и установлении соответствия периодов обучения и курсов высшего образования, а также подтверждения степеней высшего образования Республики Беларусь и других государств от 18 января 2008 года. Принятие решения о праве на трудоустройство российского бакалавра в Республике Беларусь, несмотря на специфику каждого отдельно взятого случая, всегда сопряжено с многочисленными сложностями. Так, например, Соглашение четко не оговаривает права обладателей дипломов бакалавра на трудоустройство в Республике Беларусь в соответствии с уровнем и направлением полученного образования. Наиболее типичны случаи, связанные с рассмотрением дипломов бакалавров по направлению «Юриспруденция». Согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Специальности и квалификации», специальностью высшего образования, наиболее близкой к специальности, указанной в представленных дипломах, является специальность 1-24 01 02 «Правоведение» с нормативным сроком обучения пять лет. В соответствии с Государственным стандартом Высшего профессионального образования Российской Федерации, срок обучения для получения степени бакалавра по специальности «Юриспруденция» составляет четыре года. А существующие различия в структуре и содержании программ не обеспечивают подготовку специалиста в объеме, установленном требованиями Образовательного стандарта первой ступени высшего образования в Республике Беларусь, в том числе для организационно-управленческой, научно-исследовательской, экспертно-аналитической деятельности в области правоведения. В таких случаях дипломы бакалавра при попытках трудоустройства их обладателей не могут считаться эквивалентными дипломам об окончании первой ступени высшего образовании Республики Беларусь по причине несоответствия образовательных программ. Проще говоря, образовательная программа обладателя диплома не соответствует требованиям образовательных стандартов Республики Беларусь именно по содержанию профессиональной деятельности.
Эти и многие другие вопросы рассматривались на практическом семинаре «Особенности признания зарубежных документов и квалификаций образования на территории Республики Беларусь», который проводился отделом в декабре прошлого года для сотрудников кадровых служб управлений и отделов внутренних дел МВД РБ.
Хочется еще раз подчеркнуть, что описанная ситуация представлена в общих чертах и каждый конкретный диплом рассматривается нами в индивидуальном порядке, что соответствует международной практике признания иностранных квалификаций. Результаты экспертизы носят рекомендательный характер и служат цели разъяснения прав и возможностей обладателя рассматриваемого диплома в Республике Беларусь как ему самому, так и работодателю
Польский лиценциат. Мы обращаемся к этому вопросу в связи с прецедентами принятия на работу обладателей дипломов лиценциата на должности, которые требуют законченного высшего образования. Признание польских дипломов регулируется положениями Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша о признании эквивалентности в высшем образовании, равнозначности ученых званий и степеней в области искусства от 27 ноября 1995 года. В соответствии с законодательством Республики Польша, диплом лиценциата является документом об окончании первой ступени высшего образования, нормативная продолжительность обучения на которой составляет 3 – 3,5 года. Обладатель такого диплома имеет право на поступление в дополнительную магистратуру и на программы последипломного обучения. В то же время, диплом лиценциата не дает его обладателю права на ведение профессиональной деятельности в Республике Польша на должностях, требующих наличия высшего образования. В Республике Беларусь такой диплом дает право его обладателю на поступление в магистратуру по родственной специальности, но не дает права трудоустраиваться на должности, требующие наличия высшего образования.
Польский магистр. Польские магистерские программы отличаются от белорусских программ подготовки специалиста более ярко выраженной академической направленностью. Это часто служит источником многочисленных трудностей в установлении эквивалентности польских дипломов магистра при трудоустройстве их обладателей в Республике Беларусь. Например, дипломы магистра по специализации «педагогика культуроведения» не являются дипломами о высшем педагогическом образовании, и не дают его обладателю права трудоустроиться на должность учителя в системе школьного образования. Такая образовательная программа не соответствует требованиям образовательных стандартов Республики Беларусь именно по содержанию профессиональной деятельности.
В таком случае мы рекомендуем заявителям пройти переподготовку на базе высшего образования в соответствии с уровнем полученного образования и направлением подготовки, после чего у заявителя будет право на трудоустройство.
Подлинность диплома.
Традиционно вопрос о подлинности диплома является наиболее популярным. Спешу разочаровать любителей детективного жанра: отдел экспертиз и признаний документов не занимается установлением подлинности документов. Во-первых, это криминалистическая экспертиза и у нас нет ни средств, ни полномочий для ее проведения. Во-вторых, этот вопрос не входит в круг задач, решаемый нашими сотрудниками. Безусловно, по внешнему виду мы можем определить, является ли документ дипломом государственного (национального) образца или нет. Но случаи выявления поддельных дипломов единичны. В компетенции и в силах отдела выяснить факт обучения и выдачи диплома. Для этого налажены контакты с нашими коллегами и вузами в разных странах.