Форум для мамочек Бреста

Объявление


Инклюзивный центр Авокадо

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум для мамочек Бреста » Воспитание » Памятка родителям от ребенка


Памятка родителям от ребенка

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Эту памятку выдали моей сестре на выпускном ее старшего сына в детском саду... По-моему, она очень верно отражает суть...  :cool:
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА
«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха — поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же — никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть можно верить и умным словесам.
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.
Зато пойму как ты живешь: по правде или нет»
1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я прошу. –  Я просто испытываю вас.
2. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место в этом мире.
3. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
4. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
5. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
6. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
7. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.
8. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
9. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
10. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте — я окажусь с прибылью.
11. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
12. Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне — я буду доверять вам.
13. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
14. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.
15. Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.

И запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике...

+2

2

Как всё четко прописали.
Но как тяжело следовать всем этим пунктам.

0

3

Почему мои родители эт не знали..... Хотя и я итак ничего!!! :shine:

0

4

Это не на выпускном  в детском саду надо давать - а в роддомах!!!
:idea:

0

5

Птичка написал(а):

Это не на выпускном  в детском саду надо давать - а в роддомах!!!

Но лучше, чем на выпускном в школе ;)

0

6

в ЗАГСах можно еще давать!!!

0

7

Нужно распечатать и повесить в каждой комнате!

0

8

Точно точно! Очень верно сформулированы все правила.
Мне это только предстоит...так хочется воспитать настоящего мужчину ))
Сталкивалась пару раз с семьями где родители являются слугами своих детей...наблюдала ситуации когда ребенок падал на пол и закатывал истерику - мама прокоментировала это как "кризис 3 лет"...ага а почему тогда этот кризис не коснулся 2 моих младших сестер?? да и меня не коснулся??
И еще ситуация, мальчик 9 лет увидев новые джинсы сказал: "мама, это же не Войчик! Я не буду носить!!"
Как хочется не допустить такого...Распечатаю памятку и повешу на холодильник!

0

9

Не знаю, в эту темку или в "юмор". Сюда, наверное, лучше.

Поют дети - для взрослых

Отредактировано Зайка (01-05-2011 20:45:49)

0

10

Золотые слова. Но я считаю какой ты сам, такие у тебя и дети. Если ребенок много капризничает и т.д., то родители такие же. Я сейчас уже понимаю, что мы повторяем поведение наших родителей, и воспитываем детей так как родители воспитывали нас, трансформируя воспитание относительно развития всего общества вцелом. Даже понимая как правильно и нужно, далеко не всегда можешь это осуществить по отношению к ре. Мне кажется, что из поколения в поколение основы воспитания передаются, а вообще самую важную роль играют гены. Так что можно воспитывать ре как угодно, а гены пальцем не затрешь.

0

11

Продолжу темку, это тоже что-то вроде памятки.
Checklist родителям дошкольников. Не забыть сделать для ребенка и вместе с ребенком
автор Луговская Юлия

Найдено тут.
http://orangefrog.ru/checklist-roditely … -rebenkom/

Но поскольку автор возражает против перепостов, я составила свой лист на основе листа автора.
Предлагаю его обсуждать и дополнять. Что вы делали, когда были детьми? Что уже сделали вместе со своим ребёнком?
Итак, что делать, чтобы ребёнок вспоминал своё детство, как самое счастливое время, а родителей считал лучшими друзьями.

1. Пускать солнечные зайчики.
2. Наблюдать как прорастают семена.
3. Вместе скатиться с высокой горы.
4. Бегать по лужам
5. Смотреть на звезды.
6. Загадывать желание, когда падает звезда
7. Рассматривать облака и придумывать, на что они похожи
8. Наблюдать рассвет и закат
9. Сидеть у костра в темноте и жарить хлеб на палочке
10. Сходить на рыбалку
11. На природе сварить еду в котелке
12. Делать «секретики» под стёклышком в песке
13. Украшать ёлку
14. Лепить пельмени, вырезать формочками печенье
15. Запускать воздушный змей
16. Лазить по деревьям
17. Делать рукой фонтанчик в воде
18. Заштриховывать монетки, спрятанные под бумагой.
19. Вырезать гирлянды бумажных человечков.
20. Показывать театр теней.
21. Пускать блинчики камешками на воде.
22. Рисовать мультфильм в блокноте.
23. Устроить жилище в коробке от холодильника.
24. Плести венки.
25. Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.
26. Потереть ручкой об волосы и притягивать кусочки бумажек.
27. Писать под копирку.
28. Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение.
29. Слушать пение птиц.
30. Прицепить сало на верёвке за окном и смотреть, как прилетает синичка
31. Строить замки из мокрого песка на пляже
32. Построить шалаш.
33. Шуршать осенними листьями
34. Пускать мыльные пузыри
35. Научить фокусу с оторванным пальцем
36. На снегу делать ногами след трактора
37. Лепить снеговиков и снежную крепость
38. Играть в снежки
39. Ловить снежинки на руку
40. Кормить птиц.
41. В темноте зажигать свечи
42. Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.
43. Делать секретные записи молоком
44. Сделать носики из крылаток клена, ордена из репейника.
45. Дуть на одуванчик
46. Делать погремушки из пастушьей сумки
47. Делать куколок из одуванчика.
48. Свистеть через стручок акации.
49. Петь хором.
50. Играть в привидений.
51. Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться.
52. Выпустить в небо воздушный шар.
53. Смотреть на мир через цветные стеклышки.
54. Рисовать на запотевшем стекле.

+3

12

P@ntera написал(а):

Так что можно воспитывать ре как угодно, а гены пальцем не затрешь

А от это ооооооооочень спорный вопрос!!
Имхо гены предрасполагают, а среда формирует. Генов множество, а какие задатки мы разовьем в своих детях, то и получим на выходе.
Могу утверждать, т.к. своих ребят воспитывала в изоляции от их отца с раннего детства, и теперь часто думаю (и тихо горжусь собой), что ничего общего они с ним не имеют. Вот ничегошеньки!

+1

13

Tata написал(а):

А от это ооооооооочень спорный вопрос!!
Имхо гены предрасполагают, а среда формирует. Генов множество, а какие задатки мы разовьем в своих детях, то и получим на выходе.
Могу утверждать, т.к. своих ребят воспитывала в изоляции от их отца с раннего детства, и теперь часто думаю (и тихо горжусь собой), что ничего общего они с ним не имеют. Вот ничегошеньки!

Тоже согласна. У меня ещё такого опыта долгого нету в воспитании. Сын почти во всём такой как я, и играет в те же игры, что и я в детстве и способности те же и т.д. Его отец (мой первый муж) не скажу что плохой, но воспитали из него полностью безответственного человека. С моей мамой у меня тоже не самые лучшие отношения. Я хочу со своими детьми иметь добрые дружеские отношения, хочу уметь поддержать их, когда это нужно и много чего ещё. Я по себе , когда заметила, что общаюсь с сыном как моря мама в детсве со мной, поняла, что нужно меняться. Вот теперь научилась не орать, не срываться по мелочам. Вобщем совершенствуюсь в воспитании. Сложно всё это и гены и воспитание.

0

14

это не памятка для родителей,а детское сочинение,но......тоже поучительно....
Дети в школе писали сочинение на тему, что бы они хотели, чтобы Бог сделал для них. Одно из сочинений поразило учительницу. Она заплакала. Вошел муж и спросил почему она плачет, она показала ему сочинение. Там было написано:
"Господи, сегодня прошу Тебя о кое-чем особенном: преврати меня в телевизор. Я хочу занять его место. Хочу жить как живет телевизор в нашем доме. Хочу иметь особенное место и собирать семью вокруг себя. Чтоб меня слушали не перебивая и не задавая вопросы, когда я говорю. Хочу быть центром внимания. Хочу, чтоб мной занимались, как занимаются телевизором, когда он перестает работать. Хочу быть в компании отца, когда он возвращается домой, даже уставший. Чтоб моя мама, вместо того, чтоб игнорировать меня, шла ко мне, когда остается одна и грустит. Хочу, чтоб хоть иногда, мои родители оставляли все в стороне и проводили не много времени со мной. Боже, я не прошу многого… Я только хочу жить как живет любой телевизор.»

- «Кошмар! Бедный мальчик!"- воскликнул муж учительницы."Что ж это за родители такие?!»

Она со слезами на глазах ответила: «Это сочинение нашего сына…

"Дай Бог, чтобы это не было сочинением наших детей!!!

0

15

Рекомендую 1мин 32 сек, а сказано много: http://www.facebook.com/photo.php?v=428831153862180

+4

16

Думала куда всунуть... И решила,что сюда можно.
Думаю,многие это видео видели,но всё же... Лишний раз стоит задуматься.
http://www.odnoklassniki.ru/video/4124576493

0

17

Понравилась статья
"Существа другого вида" ( много букафф).

Открывает многие аспекты на поведение ребенка

Маленький ребенок — еще не самостоятельный, сам он не удерживает в голове, что нужно двигаться в определенном ритме, не осознает времени (это особенность детского восприятия), не обладает возможностью быстро выполнять некоторые действия.

Быстрота человеческих реакций в целом связана с тем, насколько завершен процесс миелинизации нервных волокон. Нервные волокна у нас покрыты миелиновой оболочкой. Она играет роль своего рода изоляции. По изолированному проводу ток течет быстрее. По миелинизированному нервному волокну импульсы поступают быстрее, человек может быстрее реагировать. Поэтому, чем младше ребенок, тем медленнее его реакция.

Тут есть поправки на индивидуальность, на темперамент. Некоторые дети изначально быстрее реагируют, чем их сверстники, а некоторые — изначально медленнее. Но в целом ребенок реагирует и действует медленнее, чем взрослый. Где-то до 6 лет идет активная миелинизация, самый активный период — до двух лет, особенно первые полгода.

Процесс миелинизации нервных волокон, связанный с созреванием нервной системы, продолжается все детство.

Только начиная с 12 лет миелинизация окончательно заканчивается, дозревает так называемая третичная доля головного мозга. Ребенок начинает не только быстрее реагировать, но еще реагировать интегрировано.

Для чего я все это говорю? Просто родителям часто кажется, что ребенок СПЕЦИАЛЬНО делает медленнее, чем может. Назло не вписывается в ритм родителей, в график, составленный родителями.

А большинство детей просто не могут реагировать так быстро в силу своих физиологических и нейрофизиологических особенностей. Процесс миелинизации не закончен, лобные доли не дозрели. Компьютер с меньшей оперативной памятью. Ребенок, собираясь гулять, натягивает колготки, но делает это настолько медленно, что мы его уже готовы стукнуть. Если же он одну колготку надел, потом задумался, сказал, что это у него — рельсы, и — пошла игра, не связанная с одеванием, это уже воображение.

У ребенка есть способности, которые у нас уже исчезли. Правое полушарие, связанное с творчеством, фантазией у нас работает гораздо хуже, чем у детей. Мы просто не такие творческие люди, эти способности у нас уже ушли.

Ребенок — дошкольник осваивает мир через игру. У него пакетный способ получения информации. Поиграл, скажем, в железнодорожника, и сразу понял массу всевозможных сведений, возможно, освоил навыки. Но это мешает исполнению формальных обязанностей и попаданию в ритм.

То есть, с ритмом проблемы возникают по нескольким статьям. Взрослый может быстрее действовать, потому что у него оперативной памяти больше, пользуясь аналогией с компьютером. Взрослый умеет не отвлекаться, у него есть концентрированное внимание. У ребенка-дошкольника нет возможности концентрировать внимание. До семи лет произвольное внимание не зрелое. Оно может сконцентрироваться, но очень ненадолго.

Мы имеем дело с существами другого вида. У дошкольников другой обмен веществ, они совершенно иначе воспринимают реальность и действуют в ней. Плюс, они еще невероятные фантазеры, которые отвлекаются и играют в любой момент. Если они умеют играть.

Фантазия, между прочим, это предтеча интеллекта. Если ребенок хорошо играет, это значит, что потом у него все в порядке будет с формальным интеллектом, скорее всего.

...До 6,5 лет мы вообще не можем ждать, что ребенок знает, что такое пять или десять минут. Он не знает. Кстати, есть и взрослые, у которых так и не включился таймер. Но в основном, люди, начиная с 10-14 лет знают внутренне, сколько это — примерно 10 минут, 15 минут, 45 минут. Школа дрессирует на понимание промежутков, кратных 45 минутам.

Если дошкольник во времени не ориентируется, спешить он тоже не может. Это мы знаем, что у нас осталось 10 минут до выхода! А для ребенка 10 минут — это когда мама уже очень сердится.

Нормативные конфликты — это те, что повторяется из дня в день по определенному поводу. Сколько из них выпадают на спешку?

Если посмотреть, что помнится из нашего детства? Мы не помним, что нужно было куда-то успеть, но помним, что мама — сердилась, что папа нервничал. Что мы опаздывали — мы не помним, потому, что это было не в зоне нашего внимания. Мы не помним, что нужно было лечь в 9 часов, но помним, как это было устроено.

Это я не к тому, что надо все отпустить, никого не укладывать и не торопить. Мы, взрослые, отвечаем за структуру дня, структуру недели. И наши родители в свое время делали тоже, но мы не помним. Зато мы помним эмоциональный соус, как это было. И особенно помним яркие моменты, которые, как правило, окрашены отрицательно.

На стыке наших планов и реальности

Человек, который находится в ситуации спешки, часто перепланирует и не оценивает реально, сколько можно успеть в спокойном темпе. Мы все, жители большого города, склонны перепланировать. Поскольку все ритмы усилены, происходит большое количество событий за единицу времени, кажется, что в день, в час, в полчаса можно уместить очень многое.

А дети, как мы говорили, они медленные. И когда запланированное не умещается в ожидаемый отрезок времени, возникает гнев. На стыке наших планов и реальности. Этот гнев часто очень обидный.

Есть гнев, как проявление характера человека — яркого, живого, но и гневливого. С таким гневом бороться сложнее. А вот с гневом от перепланирования, мне кажется, стоило бы попробовать что-то сделать.

Пока дети дошкольники, и не ходят в детский сад, это проще. Такой гнев особенно начинает настигать семью, когда появляются школьники, либо дети, которые должные вовремя попадать на занятия.

К тому времени, когда первый ребенок пойдет в школу, хорошо бы научиться что-то делать со своими ощущениями времени и с попаданием количества дел в промежуток времени.

Маленькие дети не любят одеваться на улицу. И собрать их — это ситуация повышенной гневоопасности. Одна моя знакомая говорила: «сначала одеваешь старшего, и пусть кричит, потом младшего — пусть кричит, а потом одеваешься сама».

Маленькие дети не только не понимают, что надо торопиться, они не осознают, как связанно то, что они сейчас будут одеваться во все эти жаркие одежки, с играми на улице. У детей до 7–8 лет не простроена масса логических связей со временем, с последовательностью событий.

В случаях одевания малышей на улицу нужно гибко приспосабливаться к ситуации. Обычно помогает поощрение в середине одевания либо разбивание процесса на две части. Оделись до полуготовности, в теплых штанах — и в этот момент всем детям что-то вкусненькое.

Вы заранее договариваетесь, что на ребенке должно быть одето, чтобы он получил, например, сушеное яблочко. Для детей есть чудесный способ напоминания, для дошкольников — зрительный. Они же в голове еще ничего не удерживают, у них долговременная память не работает. То есть, в коридоре можно повесить картинку — мальчик или девочка в комбинезоне, в свитере, и птичка несет ему яблочко. Такое напоминание — как дорожный знак, пиктограмма. Это адекватно возрасту. А наши напоминания дошкольникам неадекватны возрасту.

Для детей сложны все переходные моменты, ситуации перехода от одного к другому. Дети любят играть дома, дети любят гулять. Момент перехода одного к другому — сложен. Дети любят играть, и есть любят. Но перейти от игры к обеду — сложно. Дети нуждаются во сне, но попробуйте их уложить! Преодолевать трудности перехода — отдельное искусство.

Потому, что ребенку тяжело одеваться, неприятно и непонятно, зачем это нужно. Ребенок не понимает, что если мы сейчас не выйдем, у нас весь режим сдвинется.

В ситуации спешки с одеванием родительский гнев возникает потому, что родитель осознает последствия опоздания. А ребенок не осознает. И не должен осознавать. Это мы головой понимаем, что не должен, но в момент одевания нам хочется, чтобы кто-то разделил груз ответственности.

Бессмысленно постоянно повторять даже для ребенка более старшего возраста: «давай быстрее, давай быстрее». «Техника попугая» — не работает. Если вы что-то сказали больше, чем два раза, остальное повторение — просто как фон.

Проблема, когда ребенка трудно уложить, а утром — рано вставать, и родители нервничают. Надо разбираться — потому, что дети могут долго не засыпать, или потому, что дожидается с работы папу, или ребенок перевозбужден и долго не может заснуть. Все дети разные, и бывают случаи, когда режим не помогает.

Многие родители не используют возможность поговорить с ребенком о собственном гневе. Обычно какая схема работает? Мы думаем, что сегодня уже больше не разозлимся. Мы же вчера злились, потом раскаивались, себя ругали, обещали не дергать детей, и рассчитываем, что это никогда не повторится. И не используем возможность подготовиться к тому, что и сегодня мы вполне можем разозлиться. И, возможно, завтра и послезавтра тоже будем злиться.

В итоге — не готовимся к ситуации, не думаем, что с ребенком можно поговорить, к примеру: «Знаешь, когда на часиках стрелки стоят вот так, а ты еще не спишь, я уже очень сердита. Помнишь, Золушка как бежала, когда не успела спокойно уйти, и стрелки встали вот так?».

У ребенка — наглядное мышление, ему нужны наглядные примеры. Если мы ему просто что-то рассказываем ему, то читаем книжку без картинок. Ребенок просто не воспринимает теоретические утверждения.

Стикеры. Липкие листочки. Можно вешать и напоминания, и поощрения. Скажем, вы вешаете желтые листочки там, где хотите что-нибудь напомнить ребенку. «Не забудь почистить сапоги», «Убери грязные вещи в корзину для белья». Рядом можно красные: «Молодец, вчера ты очень хорошо почистил сапоги».

Если ребенок не читает, это должна быть картинка. Вместо того, чтобы говорить: «Убери игрушки, прежде чем смотреть мультики», вы на телевизор клеите стикер с картинкой — игрушки убраны, телевизор работает.

Нарисованные картинки хороши для детей от 3 до 7 лет, дальше можно писать.

Никакой способ, даже самый прекрасный, не работает больше 2–3 недель, если его «не разбавлять» другими способами.

Замедлить время

Жителям больших городов, мне кажется, нужно иметь такой карманный «замедлитель времени». Особенно когда первые дети начинают повсюду ходить (на кружки, занятия), надо так спешить, такая пружина закручивается: вышел, пришел, переоделся, поел, заснул, проснулся, пошел опять… Как расписание скорого поезда. И все можно успеть, хотя с большим количеством спешки, с количеством сопутствующего гнева.

И важный навык — это замедление времени. Желая все успеть, мы не даем ни себе, ни детям возможности просто быть, ничего не делать.

Часто нельзя снизить количество гнева в семье, пока не будет «островков неделания». Детям нужно дать возможность поиграть, себе — почитать книжку, выпить чаю.

Все равно, все дела в семье, где есть дети, не кончатся. Не нужно пытаться делать несколько дел одновременно…

Важно, чтобы как можно меньше было травматики от ритма, и у взрослых, и у детей. Чтобы особенно в дошкольном возрасте детей меньше невротизировали городские ритмы. Всегда смотреть — какой ценой достаются те или иные занятия. Можно на всех накричать, если опаздываете, всех построить, и вы успеете. Вопрос — надо ли.

Бывает, что мама совершенно из перфекционистских соображений, из желания быть очень хорошей мамой, делает столько всего, и в таком темпе, что времени на качественное общение не хватает, и она воспринимается, как злая мама. И она же воспринимается как невнимательная задерганная жена.

Особенность ритма современного горожанина — перепланирование, перестимуляция, перегрузка. И на наших детей, которые маленькие, и, соответственно, более медленные, это влияет и невротизирует.

А на нас это влияет так, что возникает чувство, что мы ничего не доделываем, не успеваем. От этого «пере» возникает ощущение «недо». Недоделали, недогладили, недоубирали, недочитали, недозанимались.

На стыке этого «пере» и «недо» возникает гнев, как несогласие с ситуацией.

Спустить с вершины

В ситуации праздников, когда приезжают гости, родственники, ребенка начинает «клинить». Он не понимает, как себя вести — у каждого взрослого свои представления о воспитании.

Потребности ребенка, детей оказываются часто на вершине иерархии потребностей семьи. «Дети должны спать», «дети должны есть вовремя», «у детей должна быть прогулка»… Да, это все действительно так. Но иногда потребности детские можно сместить с этой горки.

В праздники совмещать режим и праздничные традиции невозможно. А стресс и гнев возникает тогда, когда люди пытаются совместить две несовместимые картинки. Дети должны спать, если укладываться вовремя, но мы хотим в театр, в гости — не получается. Сознание, что-то не удастся, может снизить появление эпизодов гнева.

Моменты истощения

Очень часто люди к какому-то времени, например — к концу года, к праздникам, хотят все успеть, все переделать, навести порядок в доме, приготовить самую вкусную еду, купить всем подарки, перестирать белье. Получается настоящий список Золушки.

В новый период времени хочется войти с доделанными делами. И то, что человек ставит перед собой недосягаемые рубежи, может его невротизировать, делать его более гневливым и приводить к истощению.

Истощение — проблема родителей маленьких детей, причем не только мам. Это истощение может настигать незаметно. Вы пытаетесь все переделать. Вы думаете, что за неделю, которая осталась до Рождества, до Пасхи, вы можете сделать все, что не успели за предшествующее время.

При этом письменный список дел не составляется, а он бы помог соотнестись с реальностью…

Список очень помогает, он позволяет не удерживать пункты дел в голове. Все это держать в голове — стресс для человека. Не записанная информация, хранящаяся в нашем мозгу, истощает.

Признаки нервного истощения. Если человек живет с ощущением, что дел больше, чем он может осуществить, а времени на отдых не заложено, то это истощает его нервную систему. В моменты истощения люди ведут себя так же, как и при спешке — некоторые еще больше замедляются, у некоторых начинают «выпадать» дела, либо возникает ощущение хронической усталости, когда человек просыпается, а утра сил уже нет, как будто он и не отдыхал. Появляется забывчивость, снижается тон настроения.

Это происходит оттого, что не заложено время на отдых. Заложено лишь бесконечное количество дел.

Недоделанные дела

Очень истощает мысль о недоделанных делах. То, что мы начали и не закончили. В двадцатых годах прошлого века психологи проводили эксперимент, когда был открыт эффект незавершенного действия. Людям ставили задачу, например, решить уравнение, а затем его отрывали от ее выполнения и давали другое дело. В другой группе людям давали завершить первое задание, и лишь потом приниматься за следующее. И вот эта вторая группа работала более эффективно. А люди с незавершенным действием постоянно к нему возвращались, вспоминали про него, и это отвлекало их от выполнения другого задания. К тому же возникает некомфортное чувство, что «не справился», «не успел».

А у родителей много незавершенных дел.

Очень истощает и попытка делать параллельно несколько дел. Только в определенные моменты дня, только люди с крепкой психикой становятся более энергичными и способными делать не одно дело, а два или три параллельно, с утра. К вечеру люди, делающие сразу несколько дел, невероятно истощаются.

Незавершенные дела, отсутствие отдыха, параллельное планирование, удерживание в голове большого списка дел могут стать базой для истощения, в котором гневу легче достать нас.

Очень часто человек, у которого все это присутствует, пропускает момент, когда он начинает сердиться.

Очень удобно замечать не то, что вы не сделали всё дело, а акцентировать свое внимание, что выполнили часть дела. Это называется разбивать на короткие отрезки. Очень помогает со школьниками, когда ученик не может делать уроки, отвлекается. Хорошо разбить выполнение домашнего задания на короткие временные интервалы по 10 -15 минут. И за это время говорить: «молодец, сделал столько-то».

Если со школьниками мы еще это можем освоить, то с собой, по отношению к домашнему хозяйству, это редко кто практикует.

А ведь можно сказать: «Да, мы весь дом не разобрали! Но мы разобрали полтора квадратных метра полочек».

Чередовать малоприятные дела с более приятными.

Социальная среда против истощения

У нас есть сейчас прекрасная возможность, которой в советский период не было. Тогда все мамы работали, им нужно было потом стоять в очередях. Наше детство походило на выживание, а не на жизнь. То, что мы можем устроить в нашей семье сейчас.

У нас добавились ненормативно работающие мужья, но это тоже «болезнь времени», и знаю семьи, которые этот трудоголизм увидели, и как-то пытаются модифицировать, понимать, что не жизнь для работы, а работа для жизни.

С другой стороны — было больше общения между семьями. Это социальное явление. Разрушилась большая страна, родственные связи распались, с другой стороны — часть общения ушла в интернет, также произошло сильное расслоение общества.

К тому же, когда появляются дети, люди выпадают из привычного круга общения.

У нас и вся социальная сфера досуга построена чаще для людей несемейных.

И при этом — возможности большие, просто нужно понять, что само по себе ничего не происходит, можно сконструировать для своей семьи хорошую среду общения. Возникновение родительских сообществ, объединений семей.

Один из факторов, помогающих бороться с истощением — поддерживающая социальная среда. По умолчанию она чаще отсутствует. Старшие родственники менее готовы помогать, чем 20–30 лет назад. Потому что современные бабушки либо работают, либо очень пожилые.

В любом случае нынешнее поколение бабушек гораздо менее включено в жизнь внуков, чем поколение бабушек их родителей. И это не личное нежелание каждого, это социальный феномен, изменения на уровне общества. Родственные связи более слабые: маленькие семьи, большой город, все разбросаны на расстоянии.

Поэтому, повторяю, самим нужно созидать среду общения. Люди могут сконструировать среду общения для детей.

Искать и себе людей с похожей жизненной ситуацией, с похожим культурным уровнем. И вот это может давать большую поддержку. Ведь если мы слышим про опыт людей, находящихся в такой же ситуации, которым так же надо одеть детей на прогулку, подобрать школу, найти врача — мы понимаем, что не одни сталкиваемся с подобным, нам есть, с кем поделиться, обсудить.

Родительство — на десятилетия растянутый период выращивания детей требует, чтобы рядом с семьей кто-то был, понимающий специфику.

Сезонное истощение

Сезонное истощение и у детей и у взрослых связано с небольшим световым днем в декабре. В декабре у меня на консультациях много школьников, которые не хотят учиться. Они просто не могут. Когда сидишь первый урок, второй, третий, а на улице еще темно. У взрослых это тоже присутствует.

Также истощение бывает в марте. Световой день вроде прибавился, но закончились в организме запасенные с лета вещества, тот же витамин Д. И все это тоже влияет на раздражительность.

Для чего нам это все знать? Чтобы понимать: вот здесь я злюсь, потому, что я не выспался, здесь — потому, что я не отдыхал, здесь — потому что короткий световой день. Здесь — поскольку мне не с кем поговорить, здесь — потому, что ребенок не понимает время.

Что с этим делать?

Если вы это увидели, даже если уже начали какое-то гневное действие, важно в тот же момент попытаться прекратить. На середине слова.

Если вы не замечаете все-таки начало этого гнева, пропускаете этот момент, можно предупредить ребенка: «Если ты услышишь, что я кричу, спокойно скажи мне: «мама, ты сейчас кричишь». Или договориться с кем-то из близких о возможной формулировке. Это может быть даже не слово, поскольку слова могут вызвать и негативную реакцию, а сигнал, жест, условный знак, размахивание флажком. И когда вы получили сигнал, нужно оторваться от гнева.

Порой люди гневаются не останавливаясь, потому что думают, что гнев может совершить какую-то полезную работу. Может казаться, что все испугаются и все сделают, что гневом можно добиться послушания, предупредить ребенка об опасности.

Нужно посмотреть: а умеете ли вы добиться того же другим способом, а не через гневную вспышку. Гнев часто является символом беспомощности.

Противоположность гневу — волевое действие, высказывание, но без этой громкой эмоции.
Идеал — когда родитель является авторитетом, не нуждающимся в «тяжелой артиллерии», когда слово родителя действительно имеет вес. Но это не дается по умолчанию. Каждая семья с каждым следующим ребенком вырабатывает это сама.

Если дети немного подросли, мне кажется, полезно объяснять им, что мама сейчас не в рабочем диапазоне, но не по их поводу. И доносить информацию понятно для восприятия.
Е. Бурмистрова

+3

18

ЛЕДЯНОЕ МОЛЧАНИЕ

Игра в молчанку, игнорирование или отвержение ребенка используется родителями – противниками грубых методов воспитания (таких, как физические наказания, лишение еды, запирание в комнате).

В старых книгах по воспитанию детей встречался такой совет, касательно управления ребенком – если ребенок повел себя плохо, не наказывайте его, просто лишите своего внимания на неопределенное время. Многие до сих пор считают этот метод очень гуманным, однако, это опасная иллюзия. При внешней мягкости метод обладает мощным разрушительным потенциалом, сильно невротизирует ребенка.

Заблуждение относительно мягкости метода игнорирования ребенка легко понять. Действительно, внешне ребенку никакого вреда не причиняют: не бьют и даже не кричат на него. Поэтому, находясь в растерянности по поводу того, как все - таки наказывать ребенка, чтобы это работало, но, не было связано с физическим насилием, некоторые родители выбрали такой метод. Страдания ребенка, которого игнорируют, вполне очевидны, он сильно переживает, однако это является для родителей лишь доказательством эффективности такого наказания («сейчас помучается, значит, в следующий раз не будет проказничать»).

В действительности метод игнорирования (отвержения) ребенка можно отнести к тяжелой психологической артиллерии. При всей внешней невинности («ничего не делаю»), он наносит ощутимые раны психологическому здоровью ребенка. Если увлекаться таким методом, то вскоре вы рискуете наблюдать у ребенка настоящие невротические проявления. И, возможно, вы будете недоумевать, откуда это берется, при таком мягком подходе к воспитанию.

Разберемся, почему игнорирование ребенка имеет такую плохую репутацию. Создание эмоциональных связей – одна из основ выживания человека, его актуальная потребность, наряду с потребностями в пище, воде, безопасности. Человек не может не только нормально развиваться без эмоциональной привязанности, но и оставаться соматически здоровым. Многочисленными экспериментами, поставленными как в лабораторных условиях, так и созданных в результате социальных катаклизмов, доказано то влияние, которое имеет эмоциональная привязанность на развитие ребенка. Дети, лишенные достаточного эмоционального общения, развивались очень медленно причем не только в эмоциональном отношении, но также и в физическом и интеллектуальном.

Признаками эмоциональной привязанности являются определенные, легко видимые проявления в поведении родителей, направленные на ребенка. Это контакт глаз, тактильный контакт, мимический контакт, слова, обращенные к ребенку. Эти едва уловимые движения всегда присутствуют в общении людей, и блокирование этих движений ведет к ощутимому дискомфорту у того, кого вы игнорируете. Все поведение ребенка с самого рождения сопровождается определенной реакцией родителей, эта реакция поддерживает ребенка, направляет его и дает возможность развиваться. Прерывание реакции на ребенка и называется игнорированием, с ребенком ведут себя, как с пустым местом.

Любой человек реагирует на игнорирование болезненно, но для маленького ребенка это настоящая катастрофа по нескольким причинам. Во- первых принятие родителя, его привязанность это для ребенка сама возможность жить. А отсутствие принятия, отвержение порождает у ребенка ужас конца света. Ребенок до 6 лет еще недостаточно развит, чтобы понять, что, несмотря на свое странное поведение этот человек, сидящий как каменное изваяние его все - таки любит и не бросит.

Отсутствие признаков контакта ребенок воспринимает как опасную для самого его существования ситуацию. И ребенок всячески будет пытаться этот контакт восстановить. Переживания ребенка в эти моменты никак не связано с раскаянием в том проступке, который он совершил, и за что подвергся наказанию. Он может просить прощения, но на самом деле все, что ему сейчас нужно – восстановление контакта. И вероятнее всего плохое поведение, которое родитель пытался искоренить, повторится.

Отвержение имеет свою историю в развитии человеческого общества. Одним из страшных наказаний в древности для человека было изгнание из племени. В ряде случаев это влекло за собой реальную опасность не выжить без сородичей. Но и в тех случаях, когда человек мог выжить, существование в изоляции было для него мучительным.
Человеческая психика устроена так, чтобы питаться эмоциональными связями. И при угрозе разрыва этих связей человек начинает страдать. Если взрослого человека отвергают близкие, это очень больно, но он может завязывать новые связи. У него для этого есть и свобода передвижения и опыт. А маленький ребенок, будучи в воспитательных целях отвергнутым родителями, остается в полной изоляции.

Как бы ни был ребенок неправ в своем поведении, никогда нельзя наказывать его игнорированием. Скорее всего, он будет вести себя только хуже, в результате того, что будет испытывать целый набор негативных эмоций: гнев, подавленность, беспомощность, страдание, страх. Такие чувства никогда не станут основой ни хорошего поведения ребенка, ни здоровых отношений с ним.

Елизавета Филоненко

0


Вы здесь » Форум для мамочек Бреста » Воспитание » Памятка родителям от ребенка