Здравствуйте, Ольга.
Моя дочь сейчас в 5 классе. В классе есть две девочки, которые терроризируют её, и не только. Знаю со слов других родителей, что и другим девочкам достаётся. Выражается это в повышенном внимании к моей дочери со стороны тех девочек и постоянных едких комментариях. Моя дочь с ними не контактирует никак. Но её постоянно преследуют комментарии: - беги, беги быстрее жрать в столовую. Спросит, в какой кабинет идти у других детей, тут же в спину: тупая, как можно этого не знать. Получит оценку: - что там у тебя, двойка, конечно. Те девочки уже начали командовать общим пространством в школе. Не пускали в раздевалку на физкультуре. Не только мою дочь. Говорят- идите в другую раздевалку, а там - старшеклассницы. Дочь жалуется, что одна из девочек пристально смотрит на неё на уроках. Создают неудобства: например, загораживают проход на лестнице так, что другие девочки не могут пройти. Подговаривают других детей не дружить с моей дочкой. Перешёптываются, глядя на неё, а потом громко смеются. При этом обсуждается её внешний вид.
Дочь в классе держится довольно отстранённо. У неё там нет подруг. Есть девочки, с которыми она может поговорить на перемене или позвонить им, чтобы спросить домашнее задание. Но это не о дружбе. За стенами школы она очень контактный ребёнок. Легко знакомится и у неё много подруг и общения во дворе, в художке, среди детей моих подруг. Она довольно избирательна и дружит с тем, кого сама выбирает.
Ситуацию травли она выдерживает. Да, рассказывает мне. Довольно спокойно. Иногда возмущается. Но не избегает школы и не плачет от того, что происходит. И в этом я вижу её огромный ресурс справляться с такими сложными обстоятельствами и не убегать. Выносить высокий уровень напряжения, не ожесточаться, оставаться открытой и жизнерадостной. Где-то отстраняться, не давая происходящему завладеть полностью её жизнью и отравлять её. Я ёе поддерживаю, говорю, что она- молодец, что может столкнуться с такими трудностями и переживать их. Я говорю, что буду её защищать. Несколько раз беседовала с классной, просила поговорить с девочками. Не помогло, всё продолжается. С классной они делают вид невинных овечек: ничего мы такого не делаем. И это поведение действительно трудно заметить со стороны. Это не открытый конфликт, драка, ругань. Это такое тихое покусывание, когда учителя не видят.
Я поговорила с родителями других детей. Поняла, что им тоже достаётся. Дочь слышала мои разговоры, возможно это несколько сблизило её с теми девочками, которых так же достают. Я могу поговорить и с самими девочками, и с их родителями. И сделаю это, если будет нужно. Возможно это решит конкретный вопрос, но не решит проблему неумения постоять за себя.
Моя дочь не общается с теми девочками, не трогает их, но и не отвечает, не даёт отпор. Она не может и не умеет. Я предлагала ей подумать, как можно ответить, как защитить себя. Она осознаёт, что не сможет, что у неё не получится. Говорит, что злится, но проявить злость и дать отпор не может. Это какой-то внутренний барьер, когда она не разрешает себе проявить агрессию для защиты своих границ. В семье у нас разрешено проявлять злость. Дети это могут делать и в отношении родителей.
Ещё была схожая ситуация во дворе. Мальчик, который с ней дружил, однажды оскорблял её и других девочек. Там стадный эффект: собрались мальчишки показать, кто круче. Мы поговорили с ней, решили, что в этом случае стоит дистанцироваться. Не дружить, если он так поступает. И тут же встречаем этого мальчишку, он здоровается, спрашивает у дочки, как дела. Она ему отвечает. Я спросила: зачем она это делает? Сказала, что ей стоило проигнорировать либо сказать, что он её оскорблял, поэтому она не хочет с ним разговаривать. Иначе он будет считать, что всё в порядке, ничего не произошло. Дочь говорит, что согласна, что всё понимает. Но не ответить, когда с ней здороваются она не может. Не может отвергать, отстраняться. Не хочет проявлять невежливость. И ещё у неё тут стыд.
Меня интересует, можно ли научить ребёнка давать отпор. Я понимаю, что эта ситуация, в которой дочка может приобрести важные умения. Это точка роста. Как родитель, я готова её сейчас защитить и я не использовала все ресурсы. Ситуация не безвыходная. В крайнем случае я могу перевести её в другой класс. Но мне кажется, что это её особенность проявится всё равно. Я понимаю, что могу доверить ей эту часть жизни и хочу это сделать. Я не хочу решать вопрос за неё, но могу ли я как-то помочь ей научиться защищать себя? Как помочь проявлять агрессию для защиты своих границ?